В пиве поднимается пена
Между участниками рынка обострился конфликт
Крупнейшие в России пивоваренные компании «Балтика», Heineken и AB InBev Efes выходят из Союза российских пивоваров (СРП), который лоббировал интересы отрасли в госорганах. Одной из причин стало стремление малых и средних участников рынка добиться введения минимальной розничной цены на пиво, из-за чего может пострадать бизнес транснациональных компаний.
О выходе из СРП «Балтика» (входит в Carlsberg Group, бренды Tuborg, Zatecky Gus), Heineken (Amstel, Miller) и AB InBev Efes (Corona, Bud и др.) объявили во вторник. Как следует из совместного сообщения компаний, решение связано с «принципиальными разногласиями с другими членами союза относительно стратегии по борьбе с нелегальным рынком, включая вопросы государственного регулирования цен, рецептурных ограничений и дифференцированного подхода в акцизной политике».
Директор по корпоративным отношениям Heineken Кирилл Болматов пояснил “Ъ”, что разногласия между производителями возникли, в частности, по поводу необходимости введения минимальной розничной цены на пивоваренную продукцию.
С такой инициативой выступают малые и средние пивовары, в то время как транснациональные компании — против, пояснил господин Болматов. По его мнению, все участники рынка должны быть в равных условиях и чем выше конкуренция — тем лучше.
Вышедшие из СРП компании продолжат работу по ключевым направлениям развития отрасли в другом формате, говорится в сообщении. В AB InBev Efes говорят, что предполагается начать сотрудничество с другими производителями, «разделяющими их видение ситуации» по борьбе с некачественной продукцией. О каких именно компаниях идет речь, там не уточнили. Не исключено, что речь пойдет о создании новой организации или присоединении к уже действующей, добавляет вице-президент «Балтики» Алексей Кедрин.
Ввести минимальную розничную цену на пиво в размере 75 руб. за 1 л предложила в апреле 2019 года «Опора России». В организации отмечали, что эта мера зарекомендовала себя в других сегментах алкогольной отрасли для борьбы с серым объемом рынка без оплаченных акцизов. Представители транснациональных компаний со своей стороны указывали, что уровень нелегального пива гораздо ниже, чем водки: около 5–6% против 30–40%. При этом у крупных пивоваров в портфеле есть ряд брендов, реализуемых по цене ниже 75 руб.
По данным СРП, его членами выступает 99 организаций. При этом, согласно Nielsen, «Балтика», Heineken и AB InBev Efes совместно занимают около 70% российского рынка пива в натуральном выражении. В пресс-службе СПР отметили, что в ходе собрания членов союза 11 февраля часть предлагаемых мер по разрешению проблем отечественного пивоварения не были поддержаны «Балтикой», Heineken, AB InBev Efes. После этого их представители покинули собрание. При этом заявлений об их исключении из СРП пока не поступало, отмечает источник “Ъ” в союзе: «По сути, об их выходе мы узнали из СМИ».
В АО «Вятич» (выпускает пиво под брендами «Вятич», «Трифон») восприняли уход транснациональных компаний «с определенной радостью».
«Правила игры, которых они придерживаются, по нашему мнению, медленно, но верно, убивают пивную отрасль. Демпинг и засилье низкосортных сортов обрекает любой локальный бренд на деградацию»,— говорит представитель компании.