У YouTube не детское лицо
Выручка российских аниматоров от платформы упала на 60%
Новая политика размещения рекламы в детских видео на YouTube «уронила» доходы российских анимационных студий от этой платформы на 60–70%. YouTube перестает быть для них одним из основных источников монетизации, и аниматоры надеются частично компенсировать выпавшую выручку за счет продаж контента и прав на персонажей.
Выручка анимационных студий снизилась после введения новых правил размещения рекламы в детском контенте на YouTube, рассказали “Ъ” представители студий.
У компании Animaccord (производит франшизу «Маша и Медведь») выручка от YouTube упала на 60%, говорит ее гендиректор Владимир Горбуля. Реклама на этой платформе приносит студии около четверти всей выручки (см. блицинтервью). «Наши расчеты показывают ровно такое же падение рекламных доходов от YouTube — на 60% в январе 2020 года к январю 2019-го»,— говорит гендиректор «Ноль плюс медиа» (бренды «Ми-ми-мишки», «Сказочный патруль» и др.) Александр Саблуков. Новые правила не приводят к снижению количества просмотров контента, но способствуют падению цены на рекламу в роликах, пояснил он.
Гендиректор студии «Аэроплан» («Фиксики») Юлия Софронова прогнозирует падение выручки от YouTube на 70–75%. «Аэроплану» YouTube приносит 16% выручки. В отношении контента для детей до 5 лет падение доходов составило около 60%, в группе 4–12 лет — 70–75%, оценивает руководитель коммерческого департамента «Союзмультфильма» Владимир Чибисов. В 2019 году доля доходов от YouTube составила около 20% от общих медиадоходов студии в России, говорит он.
«По нашим подсчетам, выручка по всей индустрии от YouTube с 1 января уже упала на 65–80%»,— рассказал представитель «СТС Медиа» (бренды «Три Кота», «Лекс и Плу»).
«Лицензионная выручка занимает более 50% всей выручки наших анимационных проектов. YouTube по-прежнему остается одним из самых мощных инструментов популяризации брендов, но перестает быть одним из основных источников доходов в связи с новой политикой платформы»,— говорят в «СТС Медиа».
О новых правилах Google объявил в сентябре в ответ на претензии американского регулятора, обвинившего корпорацию в сборе частной информации детей. С 6 января 2020 года в детских видео не показывается таргетированная реклама и отключены некоторые функции — комментарии, чат и возможность сохранить видео в плейлист, напоминает пресс-служба Google. «Для пользователей младше 13 лет существует специальное приложение YouTube Kids»,— добавили в Google.
Студии планируют компенсировать падение от YouTube за счет других видов бизнеса.
В «СТС Медиа» собираются повышать продажи прав на международных территориях. «Ноль плюс медиа» надеется компенсировать «не 100%, но большую часть» падения продажами контента онлайн-кинотеатрам, развитием собственного приложения «Мульт» и ростом товарного лицензирования, говорит Александр Саблуков. «Союзмультфильм» с учетом новых правил планирует ряд сделок с крупными ОТТ-сервисами, разместив большую часть контента у них, говорит Владимир Чибисов. Новые правила простимулируют крупные компании к созданию собственных онлайн-платформ, прогнозирует он.
В «Аэроплане» рассчитывают на запуск новых брендов и рост аудитории на YouTube независимо от монетизации: ограничения рекламы должны привести к постепенному росту просмотров контента, «поэтому впоследствии можно ожидать некоторого восстановления доходов», оптимистична Юлия Софронова.
«Для тех игроков, у кого доля YouTube в выручке существенна, работа на прежнем уровне качества станет просто нерентабельна. Это продлится до тех пор, пока YouTube Kids не вернет игрокам хотя бы половину прежней доходности,— предполагает гендиректор Toonbox Animation Studio (каналы "Котики, вперед!", "Куми-Куми" и Mr. Freeman) Павел Мунтян.— Этот процесс может затянуться примерно на два года».
«Произойдет чистка рынка»
О последствиях изменения правил монетизации детского контента на YouTube для анимационных студий “Ъ” рассказал гендиректор производителя «Маши и Медведя» Animaccord Владимир Горбуля.