Подъем оборотом
Российские интернет-ритейлеры догоняют AliExpress
Российские интернет-магазины Wildberries и Ozon сократили отрыв от AliExpress, лидирующей на российском рынке онлайн-торговли, подсчитали аналитики JP Morgan. В этом году Wildberries может и вовсе обойти конкурента по обороту и стать лидером российского рынка e-commerce, который аналитики оценивают в 2 трлн руб.
Российские онлайн-ритейлеры Wildberries и Ozon сократили отставание от AliExpress (работает в России через «AliExpress Россия», совместное предприятие Mail.ru Group, Alibaba Group, РФПИ и «МегаФона») по выручке и числу пользователей, говорится в отчете аналитиков инвестбанка JP Morgan Cazenove (структура JP Morgan Chase), с которым ознакомился “Ъ”. Показатели выручки в отчете не указаны.
Wildberries и Ozon подобрались к AliExpress и по месячной аудитории сайтов, говорится в отчете. В декабре 2018 года аудитория AliExpress превышала таковую у российских площадок на 70–105%, в декабре прошлого года разница сократилась до 6–8%: у AliExpress было 18,3 млн пользователей, у Wildberries и Ozon — 17,2 млн и 16,9 млн соответственно. Негативным фактором для AliExpress может стать снижение порога беспошлинной торговли, предупреждают в JP Morgan. Эту инициативу Минфина в декабре предложил проработать тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев.
Первоначальный успех AliExpress в России заставил отечественных конкурентов переоценить стратегию, пишут аналитики.
Они совокупно нарастили инвестиции в логистику и доставку с $50 млн в 2015 году до $500 млн в 2019-м, это выразилось в увеличении их складских мощностей и точек самовывоза. По оценкам JP Morgan, Wildberries уже демонстрирует сопоставимый с «AliExpress Россия» оборот, а по итогам этого года может обойти ее по этому показателю. Wildberries оценивает свой оборот в 2019 году в 223,5 млрд руб., AliExpress его не раскрывает.
Wildberries планирует активный рост бизнеса, обещает ее представитель: в 2020 году оборот компании вырастет до 440 млрд руб. за счет открытия новых пунктов выдачи заказов и выхода на новые рынки.
Рынок онлайн-торговли в России, включая внутреннюю и трансграничную, в 2019 году вырос на 25% и достиг 2,07 трлн руб.; пользователи сделали 814 млн заказов, следует из отчета. Проникновение онлайн-торговли достигло 6,2%. По объему этого рынка Россия занимает десятое место в мире, а по темпам роста — третье.
В целом на горизонте пяти лет внутренняя онлайн-торговля в России продолжит существенно опережать трансграничную, отмечают аналитики, и в отсутствие значительных инвестиций в логистику со стороны AliExpress проект может оказаться в «невыгодном положении». «Инвестиции в логистику являются нашим приоритетом на ближайшее время: это и новые маршруты, и расширение пула партнеров»,— заверили в «AliExpress Россия». За несколько месяцев после создания СП в октябре прошлого года «количество локальных продавцов платформы выросло в сто раз и продолжает увеличиваться», добавили в компании.
Покупатель AliExpress готов мириться с условиями по доставке и оплате, и в ближайшем году логистика не является основным вызовом для компании, считает партнер Data Insight Федор Вирин. В последние годы Wildberries и Ozon действительно росли кратно, а AliExpress выросла на 20–30%, что соответствует темпам роста всего российского e-commerce. В то же время принадлежащий «AliExpress Россия» маркетплейс Tmall растет кратно и по итогам года должен войти в десятку онлайн-ритейлеров, отмечает эксперт.
С оценками объема рынка JP Morgan не согласен глава Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. «По внутреннему рынку нет и 10% роста, а по трансграничной торговле в прошлом году было падение. Вокруг рынка онлайн-торговли надувается потенциальный пузырь для инвесторов. Откуда рост, если у населения нет денег? Даже если e-commerce откусывает у офлайна, доля онлайн-торговли за последние десять лет так значимо не выросла»,— категоричен он.
Cainiao утроил число пунктов выдачи заказов в России
Китайский логистический оператор Cainiao, входящий в Alibaba Group, за год втрое нарастил число партнерских точек выдачи заказов в России, до 13 тыс., став одним из крупнейших участников рынка. Для AliExpress развитие альтернативы «Почте России» необходимо на фоне роста популярности пунктов самовывоза, считают эксперты. Крупные российские онлайн-ритейлеры также значительно наращивают число подобных точек.