Старая мера «Новому величию»

Фигуранты дела об экстремистской организации останутся в СИЗО и под домашним арестом до 17 мая

Сегодня Люблинский суд Москвы продлил меры пресечения фигурантам дела о «Новом величии», оставив до 17 мая четырех подсудимых в СИЗО и еще четырех — под домашним арестом. Ранее сообщалось, что государственный обвинитель Руслан Иванов будет ходатайствовать об изменении меры для Анны Павликовой с домашнего ареста на содержание под стражей, однако этого не произошло. Судья Александр Маслов удовлетворил просьбу прокурора, несмотря на доводы защиты о том, что подсудимые не намерены скрываться от правосудия, имеют постоянные места жительства, «желание приносить пользу обществу и учиться».

Очередное заседание Люблинского суда по делу «Нового величия» длилось более шести часов. За это время суд отклонил ряд ходатайств адвокатов восьми подсудимых, в том числе о раскрытии персональных данных понятых, присутствовавших при задержании Руслана Костыленкова. Также суд отклонил заявление Анны Павликовой, которая требовала возбудить уголовное дело в отношении «провокатора спецслужб» Руслана Данилова. Главной интригой заседания стало продление меры пресечения подсудимым. Прокурор Руслан Иванов, который по данным адвокатов, ранее намеревался требовать изменения меры пресечения госпоже Павликовой с домашнего ареста на содержание в СИЗО, делать этого не стал.

«Я не раз говорила, что хочу приносить пользу обществу, закончить институт. Прошу изменить мне меру пресечения и ребятам, которые два года находятся в СИЗО»,— просила сегодня суд Мария Дубовик, которая содержится под домашним арестом с августа 2018 года.

Александр Борков, адвокат Дмитрия Полетаева, который содержится в СИЗО, обратил внимание суда, что мера пресечения его подзащитного «продлевается в десятый раз» и предоставил суду 303 поручительства за своего доверителя. Всего на сегодняшнем заседании суда было представлено 1200 поручительств за фигурантов «Нового величия», 329 из которых — за Руслана Костыленкова, содержащегося в СИЗО и вскрывшего себе вены во время заседания 17 октября прошлого года.

Обвиняемые по делу «Нового величия» Вячеслав Крюков (в центре) и Руслан Костыленков (справа)

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Прокурор Руслан Иванов настаивал: меры пресечения подсудимым следует оставить без изменений. Судья Александр Маслов постановил в очередной раз продлить избранные в отношении фигурантов дела меры пресечения до 17 мая 2020 года.

Напомним, дело «Нового величия» продолжается с марта 2018 года. По обвинению в создании экстремистской организации с целью свержения конституционного строя (ст. 282 УК РФ) были задержаны десять человек. Под следствием продолжают оставаться девять фигурантов. Четверо — Вячеслав Крюков, Руслан Костыленков, Дмитрий Полетаев и Петр Карамзин — находятся в СИЗО; еще четверо — Мария Дубовик, Анна Павликова, Максим Рощин и Сергей Гаврилов — под домашним арестом. Все они утверждают, что «идейным вдохновителем создания движения был провокатор спецслужб Руслан Данилов».

Что нужно знать о деле «Нового величия»

Смотреть

Дело признавшего ранее вину Павла Ребровского выведено в отдельное производство после прокурорской проверки и заявления господина Ребровского о том, что он «дал признательные показания под давлением следствия». Десятый задержанный в марте 2018 года Рустам Рустамов заключил сделку со следствием и отбывает меру наказания в виде полутора лет условного срока.

Правозащитница Александра Крыленкова считает, что, продлевая меру пресечения, Люблинский суд «не отошел от нормы»: «Дело рассматривается по существу, процесс идет долгое время, и как правило, в таких случаях российские суды не изменяют меры пресечения подсудимым, оставляя все как есть». Главы правозащитного проекта «Апология протеста» Алексей Глухов считает, что «следствию и судам удобно, когда подсудимые под рукой, так как планировать ход процесса таким образом гораздо легче». «Держать людей в неволе — традиция российского следственно-судебного корпуса, политический аспект тут не основной,— рассказал господин Глухов.— Необоснованное продление меры пресечения, с точки зрения ЕСПЧ, уже признано системной проблемой в России, и жалобы россиян на аресты рассматриваются, как правило, быстро и в упрощенном порядке». Также господин Глухов считает, что финал дела о «Новом величии» может быть таким же, как у «пензенского эпизода» по делу о террористическом сообществе «Сеть» (запрещена в РФ).

Напомним, 10 февраля семь анархистов из Пензы были приговорены к срокам от 6 до 18 лет по статьям 205.4, 222 и 222.1 УК РФ. Глава комиссии СПЧ по гражданским правам Николай Сванидзе и глава правозащитного движения «За права человека» Лев Пономарев, комментируя “Ъ” приговоры по делу «Сети», заявляли, что «жестокость наказания может служить сигналом фигурантам других политических дел, в том числе "Новому величию"».

Мария Старикова

Вся лента