Генплан попал под трамвай
Готов главный градостроительный документ Уфы
Руководство Главархитектуры Уфы раскрыло основные параметры проекта генплана города, разработанного на период до 2040 года Институтом генплана Москвы. Он рассчитан на то, что население Уфы через 20 лет увеличится не более чем на 16%, а возможно, всего на 7%. Основным видом транспорта для города с населением до 1,3 млн человек предлагается сделать трамвай, устранить проблему дефицита мест в школах и детских садах. Открытым остается вопрос, в каком направлении будет развиваться Уфа: на выбор предложен один из трех вариантов. Впрочем, признает главный архитектор Олег Байдин, генплан не был и не будет священной коровой, так как у властей недостаточно полномочий противостоять застройщикам.
Основными принципами нового генплана Уфы его разработчики провозгласили сбалансированное развитие центра и периферии города, стопроцентную обеспеченность населения объектами социальной инфраструктуры. Приоритетными направлениями признана защита зеленого пояса Уфы, развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, «гармония новой застройки и объектов культурного наследия».
Руководитель архитектурно-планировочного объединения территориального развития Института генплана Москвы Александр Котенков сообщил журналистам, что генплан призван увязать развитие Уфы с агломерацией, в которой в общей сложности проживают 2 млн человек.
К 2040 году, полагают разработчики, численность населения города увеличится в зависимости от сценария на 7–16%, до 1,2–1,3 млн (в настоящее время — 1,12 млн человек).
Количество мест в школах и детских садах, 70% и 99% которых переполнены, должно вырасти примерно вдвое: в детских садах — с 43 до 79 тыс., в школах — с 92 до 218,2 тыс. В полтора раза, по прогнозу, должна увеличиться площадь жилого фонда города — до 43 млн кв. м.
Основным видом транспорта в Уфе, полагают разработчики, должен стать трамвай: в проекте генплана предусмотрено увеличение протяженности трамвайной сети более чем втрое — с 35 до 120 км, строительство путей вдоль проспекта Октября для соединения севера и юга, а также в микрорайонах Сипайлово, Дема и Затон.
По мнению Олега Байдина, трамвай можно по примеру европейских городов вернуть в историческую часть Уфы. «Есть еще план по городской электричке как скоростному виду транспорта. Трамвай будет базовым видом транспорта»,— отметил он. А заместитель руководителя архитектурно-планировочной мастерской №4 Института генплана Москвы Наталья Чернышова добавила, что доля автомобильных поездок в Уфе к 2040 году должна снизиться с 60% до 35%.
Из слов главного архитектора следовало, что трамвайное будущее Уфы наступит не скоро: денег на развитие электротранспорта у города нет. Республика, напомним, пока активно занимается только покупкой автобусов для «Башавтотранса».
В проекте генплана предусмотрено сокращение среднего времени перемещения горожан по Уфе на автомобиле с 38–40 мин до 31 мин, на общественном транспорте — с 45–50 до 38–40 мин. Этому, видимо, должно способствовать в том числе и увеличение протяженности магистральных дорог с 369 до 620 км, мостов — с девяти до 18-ти, автомобильных развязок — с 21 до 45.
Из продемонстрированных журналистам слайдов следовало, что ни в одном из предыдущих генпланов разработчикам не удавалось правильно спрогнозировать численность населения города.
Так, в генплане 1995 года предполагалось, что она достигнет 1,2 млн человек уже к 2015 году, но фактически она составила к этому времени лишь 1,12 млн чел. Генплан 2006 года, напротив, был рассчитан на то, что население Уфы достигнет 1,13 млн человек только к 2025 году, в то время как фактически этот показатель был достигнут в 2019 году.
Журналистов интересовало будущее городских лесов, так как в черте города расположены четыре НПЗ «Башнефти» и другие промпроизводства. На вопрос, предусматривает ли проект генплана продолжение наступления застройщиков на городские леса, Олег Байдин прямо не ответил. Он заговорил о необходимости инвентаризации лесных зон с целью «узнать потенциал по застройке». В большинстве российских городов-миллионников площадь зеленых зон не превышает 3–5 тыс. га, тогда как в Уфе она составляет около 21 тыс. га, заметил главный архитектор и завершил свой комментарий словами о том, что «потенциал зеленых насаждений огромный. Нам есть, с чем работать».
Александр Котенков добавил, что сами по себе зеленые насаждения в черте, прилегающей к жилой зоне, «не несут никакого интереса для жителей, если они не благоустроены».
Генплан Уфы может быть одним из последних таких документов в России. Александр Котенков напомнил, что президент России Владимир Путин год назад поручил рассмотреть вопрос о замене генпланов городов на мастер-планы.
Но для исполнения любого документа, заметил Олег Байдин, нужна «политическая воля» и финансовые гарантии: «Он сам по себе не исполняется».
Попутно главный архитектор Уфы посетовал, что Главархитектура остается органом без полномочий и не может влиять на застройку города. «Уфа — единственный миллионник, где нет рассмотрения и согласования (проектов застройки.— „Ъ“) с Главархитектурой»,— отметил он и сообщил, что управление предлагало Курултаю внести поправки в закон о градостроительной деятельности, но это «ничем хорошим, позитивным не закончилось».
В Курултае и в горсовете на запрос „Ъ“ не смогли вспомнить, чтобы Главархитектура вносила такой законопроект.
Генплан планируют принять до конца года: документ направлен архитекторам и депутатам. На сайте Института генплана Москвы жителям Уфы сообщается о трех обсуждаемых вариантах пространственного развития города: полицентричном, рассредоточенном и компактном, предлагается внести свои предложения в проект генплана. Голосование продлится до середины марта.
Бывший вице-мэр Уфы Александр Филиппов, курировавший в 2012-2017 годах вопросы строительства, отметил, что городу нужен «продуманный, живой и отвечающий реалиям генплан».
«Предыдущий генплан практически не исполнялся, поскольку разрабатывался формально. Приглашались люди, они что-то рисовали, потом это все складывалось на полку и туда никто не заглядывал»,— сообщил он.
Депутат горсовета Уфы, владелец строительного бизнеса Александр Баутский, ознакомившись с проектом генплана, нашел его «более перспективным, чем прежний». «Много дорог, мостов, развязок. Больше парков появится. Проект сделан с опережением развития города. Учтены миграционные процессы, прирост населения»,— отметил он.
Начальник отдела маркетинга ГК «Жилстройинвест» Иван Зорин отмечает, что с одной стороны, генплан — хорошая, правильная вещь, позволяющая упорядочить хаос, сориентировать застройщиков, «и это естественно идет на пользу развитию города». С другой, сила генплана переоценена: в частности, у города крайне мало полномочий, чтобы воздействовать на застройщиков, заключил собеседник.
Профессор кафедры архитектуры Архитектурно-строительного института УГНТУ Константин Донгузов, напротив, отмечает, что ряд моментов в проекте вызывает серьезную озабоченность. Так, в нем не предусмотрено строительство новых водозаборов, соответственно, город не сможет претендовать на соответствующее финансирование из федерального бюджета. Кроме того, господин Донгузов обращает внимание на «разбалансированный зеленый каркас города»: «Его мало в жилой зоне, леса сконцентрированы в основном на ее границах и не выполняют функции глубокой очистки городского воздуха». Недостатком проекта архитектор считает отсутствие упоминаний о зеленом щите на северной границе жилой застройки и первоочередной санации территории «Химпрома». «Документ напоминает генплан счастливого девелопера, потому что ориентирован, прежде всего, на интересы застройщиков»,— полагает собеседник.