Автопилот Tesla не смог «оправдаться» полностью
В чем была причина громкой аварии в Калифорнии
Появились новые подробности громкой аварии Tesla, в которой погиб инженер Apple. Американский Национальный совет по безопасности на транспорте завершил расследование инцидента со смертельным исходом, который произошел в Калифорнии в 2018 году: по их данным, водитель и прежде жаловался, что система автопилота вела себя странно на отдельном участке дороги. В чем заключалось отклонение? И станет ли автопилот безопаснее? Об этом — Иван Якунин.
В марте 2018 года 38-летний инженер-программист Apple Уолтер Хуанг ехал на своей Tesla Model X по шоссе на скорости около 110 км/ч. Обычно он использовал автопилот, но, как показали результаты расследования, именно на этом участке трассы водителю приходилось вмешиваться в управление, потому что машину постоянно вело влево. В тот день по каким-то причинам он не держал руки на руле и в итоге врезался в отбойник. От полученных травм он скончался в больнице.
По идее, система должна была запомнить, что водитель на этом участке всегда корректирует движение, рассуждает управляющий партнер LETA Capital, владелец Tesla Александр Чачава: «Конечно, система должна запоминать и реагировать. Но мы видим ошибки, которые Boeing допускает в самолетах — конечно, и в Tesla тоже, возможно, очень много разных ошибок. Поэтому систему называют "ассистентом водителя", а не "автопилотом". Да, они могут прекрасно тебя провезти в большинстве случаев, но может произойти какая-то нештатная ситуация, когда компьютер среагирует не так — может пойти дождь, снег, датчик может покрыться грязью и так далее».
История с аварией была настолько громкой, что акции Tesla пошли вниз, а у пользователей возникли вопросы к системе безопасности. Компания провела свое расследование и теперь настаивает, что водитель отвлекался от дороги: из 18 минут, которые длилась поездка, только 12 минут он держал руки на руле, хотя сохранять контроль над управлением нужно постоянно. Машина, как утверждают в Tesla, подавала водителю визуальные и звуковые сигналы, но за шесть секунд до аварии он так и не выполнил требования системы, что и стало причиной аварии. Для наглядной демонстрации Илон Маск сам сел за руль и проехался по городу с ведущей телеканала CBS.
После громкого ДТП Tesla обновила прошивку автомобилей, и теперь сигналы об отсутствии рук на руле участились. Но семью погибшего инженера Apple это не убедило: они подали в суд и на производителя — потому что считают, что автопилот перепутал светлый бетон ограждения с краской на разметке, и из-за этого не затормозил; и на властей Калифорнии — те, якобы, вовремя не установили на ограждение специальную прокладку, смягчающую удар. Прежнюю сняли из-за другой аварии на этом участке. Решения по этим делам пока нет.
Владелец Tesla Игорь Писарский уверен, что пока автопилот не готов для испытаний на больших скоростях:
«Я понимаю, что уровень интеллекта самого продвинутого робота автомобиля Tesla вряд ли дотягивает до уровня интеллекта моей полуторагодовалой внучки.
Поэтому я бы ему не доверялся на скорости в 100 км/ч. Я использую этот робот только в пробках, только когда двигаюсь по одной полосе и у меня нет опасений, что на большой скорости какой-нибудь, как бы это сказать помягче, идиот влезет в мою полосу где-то сбоку, и на скорости точно не выше 20-30 км/ч».
В отчете Национального совета по безопасности на транспорте сказано, что погибший инженер даже отдавал свой автомобиль в сервис и просил исправить необъяснимые движения руля. Но специалисты не смогли обнаружить проблему.
А корпорация Apple выяснила, что за несколько минут до аварии их сотрудник открыл на смартфоне игру «Три королевства».