В лучшем твиде
Екатерина Зиборова о Tweed de Chanel
Что мы знаем про твид? В одежде из этой фактурной шерстяной меланжевой ткани члены британской королевской семьи в частности и британские аристократы в целом без малого два века ездят на охоту, катаются на лошадях, играют в гольф поздней осенью. Еще мы знаем, что твид родом из Шотландии и представляет собой вид ткани из нечесаной шерсти, отчего ткань эта плотная и толстая. А еще всем известно, что именно из твида Габриэль Шанель в 1920-х годах начала шить костюмы для женщин и что костюмы эти впоследствии стали одним из важных кодов дома Chanel. Теперь наши знания расширятся: Tweed — название новой коллекции высокого ювелирного искусства Chanel, в которой драгоценными материалами передана вся плотность, мягкость и неоднородность твида. Как видим, совершенно новый подход. Не изменилось за век одно: так же, как твид приводил в восторг Великую Мадемуазель, эти украшения наверняка покорят современных поклонниц модного дома.
Габриэль Шанель с твидом познакомил возлюбленный, герцог Вестминстерский. Хью Ричард Артур Гросвенор владел землями в Шотландии и любил проводить там время вместе с подругой. Разумеется, как и многие британские аристократы, он часто носил твидовую одежду, которая привлекла внимание Шанель: Мадемуазель очень ценила удобство. Сначала Коко надевала его вещи, а потом решила сделать из твида одежду для себя и других женщин. Когда в 1924 году Габриэль Шанель только заключила контракт с шотландской фабрикой на производство ткани, она приносила мастерам опавшие листья, мхи и кусочки земли: на них следовало ориентироваться, выбирая цвет ткани. Позже, в 1930-х, производство переехало в Северную Францию, и твид Chanel начал трансформироваться из классической ткани естественных природных оттенков в модную, где шерстяные нити сочетались с шелковыми, хлопковыми или даже с нитями искусственного происхождения, отчего рисунок ткани стал еще более хаотичным и пестрым, а сам материал — легким.
Сегодня, век спустя, чтобы оценить мастерство ювелиров, сделавших украшения Tweed de Chanel, нужно понимать, какие именно особенности ткани они старались имитировать. Характерная грубоватая фактура твида создается переплетением нитей шерстяной узловатой пряжи. От того, какие используют волокна, зависит характер ткани: текстурный, случайный, с рельефом, «елочкой». В монументальных колье, брошах, ювелирных часах, кольцах, серьгах и браслетах Tweed de Chanel ювелиры старались передать тот фирменный твид, по которому моментально узнаются жакеты, платья, юбки и пальто Chanel,— мягкий, женственный, «разномастный», с узелками и бахромой.
Январская презентация коллекции Tweed de Chanel проходила в штаб-квартире ювелирного департамента компании на Вандомской площади. В просторном презентационном зале установили экран, на котором под аккомпанемент волынки видео Северного моря сменялись съемками лесов, мхов и трав, с которых, собственно, когда-то все и начиналось для дома Chanel. Посередине зала стоял стол, где 38 из 45 украшений делили место с вереском, камнями, поленьями, полевыми северными цветами и серебристыми мхами. Источник вдохновения узнавался сразу и безошибочно — Шотландия и рожденный в ней твид.
Главным и самым дорогим украшением в коллекции стало колье Tweed Couture, в котором нитки жемчуга и платиновые детали с бриллиантами, сапфирами и шпинелями переплетаются с золотыми цепочками, образуя современную драгоценную версию меланжевого твида, созданного под руководством Мадемуазель на французских фабриках. Бриллиант в 10,2 карата огранки «подушка» смотрится на нем роскошной пуговицей, а браслет и кольцо Tweed Couture украшает «пуговица» из красной шпинели.
Tweed d’Or формой и фактурой напоминает твидовый воротник из золотых нитей, в котором роль узелков на шерстяной ткани играют жемчуг и бриллианты. Здесь «пуговица» выполнена из императорского топаза, важного для Мадемуазель камня,— перстень с таким топазом Шанель носила постоянно. В колье камень помимо всего прочего исполняет роль технической застежки. Несмотря на то что воротник кажется плотным и жестким, он гибкий и идеально ложится по шее.
В браслете и колье Tweed Graphique узор крученых и переплетающихся нитей передан контрастом оникса и бриллиантов. Камни закреплены на множестве мелких деталей из белого золота, и крепления их между собой заметны, только если вывернуть украшения наизнанку — посмотреть внутреннюю сторону. Результат? Браслет с пятикаратным бриллиантом огранки «подушка» в центре издалека выглядит как манжет из шерстяной ткани.
Колье Tweed Frange сделано исключительно из белых материалов — золота и бриллиантов — на манер бахромы у кромки твидовой ткани, прикрепленной к крученому шнуру с бриллиантовым паве. Чтобы повторить текстуру твида, мастера сделали металлические детали кривоватыми и изогнутыми, воздерживаясь от четкости и симметрии ради передачи эффекта мягкости ткани и неровностей шерстяных нитей.
Пуговицы твидовых жакетов Chanel тоже не были забыты. Асимметричная пара серег Tweed Contraste из платины, желтого золота, оникса, бриллиантов и жемчуга ассоциируется с оторванными от жакета пуговицами, надетыми весьма оригинально — как серьги-каффы. Серьги Tweed Cordage напоминают обтянутые тканью пуговицы с бахромой из золотых нитей-цепочек разной формы. Твидовый эффект создает переплетение цепочек с инкрустированными бриллиантами платиновыми деталями, а каймой служит золотой шнур.
Закономерен вопрос: почему же такой важный символ Chanel — твидовую ткань — ювелиры дома никогда раньше не рассматривали как источник вдохновения. Свяжем это с производственными трудностями воспроизведения неровной, неоднородной фактуры твида. Но теперь все изменилось — выпуском Tweed de Chanel марка гордится как технологическим триумфом. И гордится она, надо сказать, совершенно заслуженно: мастерам удалось передать эффект ткани с помощью металла и камней — самых твердых материалов, известных человеку.