Между палатами вычисляют равнодействующую
Комитет по госстроительству и законодательству одобрил перераспределение полномочий Госдумы и Совфеда
Профильный комитет Госдумы рассмотрел поправки к пятой главе Конституции, посвященной Федеральному собранию. Предложения ко второму чтению президентского законопроекта внесли депутаты и сенаторы, входящие в рабочую группу по подготовке поправок, в том числе ее сопредседатели Павел Крашенинников и Андрей Клишас. Авторы утверждают, что стремились к созданию баланса в работе обеих палат парламента, но депутат фракции ЛДПР Сергей Иванов заявил, что поправки означают лишь укрепление президентской вертикали. Чья точка зрения ближе инициатору поправок Владимиру Путину, выяснится, возможно, уже в четверг: на 13 февраля намечено, предположительно, последнее заседание рабочей группы, в котором президент примет участие.
Как сообщал “Ъ”, во вторник, 11 февраля, дополнения к президентским поправкам в пятую главу Конституции обсудила рабочая группа. Ранее в интервью “Ъ” ее сопредседатель, глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников рассказал, что цель поправок — «унифицировать и отточить систему сдержек и противовесов».
Пакет поправок к пятой главе, о готовности которого объявила во вторник рабочая группа, был одобрен комитетом практически полностью.
Так, предложено, в частности, передать назначение председателя Счетной палаты РФ от Госдумы Совфеду, а назначение его заместителя, наоборот, Госдуме, у которой и без того расширяются полномочия в части формирования правительства: в случае поправок она будет утверждать не только премьера, но и министров. Участие в формировании кабинета примут и сенаторы — в форме консультаций при назначении министров президентского блока. Зато Совфед перестанет назначать генпрокурора, а в его составе расширится президентская квота — с 17 сенаторов (до 10% от численности корпуса представителей регионов) до 30 человек, причем 7 из них могут быть назначены пожизненно. Право пожизненно заседать в Совфеде получат, в частности, бывшие президенты РФ. Для остальных сенаторов предлагается установить срок полномочий шесть лет. Отметим, что на практике президент еще никогда не использовал свое право назначать сенаторов: оно появилось у главы государства благодаря конституционной поправке 2014 года, но закон о порядке формирования Совфеда с тех пор так и не был изменен соответствующим образом.
Комитет одобрил также предложение закрепить в Конституции существующий порядок лишения неприкосновенности президентов, утративших полномочия.
Сейчас этот вопрос регулируется законом «О гарантиях президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»: если против бывшего президента возбуждается уголовное дело по факту совершения им тяжкого преступления, глава Следственного комитета России (СКР) обращается к Госдуме с представлением о лишении неприкосновенности. Госдума может дать свое согласие и в этом случае направляет его в Совет федерации, а тот обязан в течение трех месяцев рассмотреть вопрос и известить о решении главу СКР. Если одна из палат не согласится лишить экс-президента неприкосновенности, производство по уголовному делу прекращается. Разработчики поправок предлагают зафиксировать в пятой главе Конституции право Думы «выдвинуть обвинение» против экс-президента для лишения его неприкосновенности и право Совфеда решить вопрос о лишении.
Кроме того, одобренные комитетом поправки закрепляют в Конституции право парламентского контроля и проведения парламентских расследований, а также ежегодные отчеты генпрокурора перед сенаторами, а главы Центробанка — перед депутатами Госдумы.
Несмотря на одобрение комитетом пакета предложений, у некоторых его членов все же возникли вопросы.
Так, Сергей Иванов из ЛДПР усомнился в целесообразности появления пожизненных сенаторов. Господин Иванов почему-то внезапно вспомнил, что Наполеон Бонапарт до того, как стать императором Франции, был пожизненным консулом. «Что это за титул у нас вводится пожизненный? Может быть, внесем поправку, чтобы можно было и по наследству передавать?» — поинтересовался он. Член рабочей группы, сенатор Светлана Горячева ответила: «Когда мы 10% президенту отдавали, все назывались по фамилии — Владимир Вольфович Жириновский, Геннадий Андреевич Зюганов, еще трудящиеся, которые туда должны были прийти и сесть. Если вам тогда было не жалко, то почему жалко теперь?» «Извините, нам и тогда было жалко!» — возразил господин Иванов. Госпожа Горячева продолжала настаивать: «Может быть, это будут те люди, которые смогут говорить президенту то, что уже давным-давно не звучит. Должен же кто-то быть независим совершенно и сказать ту горькую правду, которой уже и в средствах массовой информации не слышно?»
Игорь Лебедев из ЛДПР предложил переименовать Совет федерации в Сенат, раз в тексте президентского законопроекта члены палаты обозначаются словом «сенаторы». «Давайте и себя назовем конгрессменами»,— предложил он коллегам-депутатам. «Лучше суперменами»,— ответил Павел Крашенинников, и было не вполне ясно, кто из них шутит. Впрочем, комитет обсудил вопрос переименования Совфеда в Сенат, но решил инициативу отклонить.
Возражения у господина Лебедева вызвал и предложенный порядок назначения главы Счетной палаты: «Председателя Счетной палаты утверждала Дума. Почему мы вдруг решили отдать это право Совету федерации?» Господин Крашенинников ответил, что поправка нужна для баланса. «У нас все судейское сообщество проходит через Совет федерации,— возразил господин Лебедев, имея в виду предложенный президентом порядок прекращения полномочий судей Конституционного и Верховного, а также кассационных и апелляционных судов.— Давайте для баланса отдадим хоть одного судью Госдуме!» «Нет никакого баланса,— резюмировал депутат Иванов.— И Госдуме никаких дополнительных полномочий не передается. Наоборот, налицо усиление президентской вертикали, усиление Совета федерации и абсолютно непонятное отношение к Государственной думе».
Напомним, президентский законопроект о поправках к Конституции был внесен в Госдуму 20 января и принят в первом чтении 23 января. 13 февраля планируется заседание рабочей группы с участием президента России Владимира Путина. Господин Крашенинников сказал журналистам, что после этого заседания «будем определяться, последнее ли оно или будут еще». Пока 14 февраля считается последним днем подачи поправок ко второму чтению президентского законопроекта об изменениях в Основном законе.
Как изменится Конституция России
“Ъ” сравнил действующую и предлагаемую версии Основного закона