Экономику разделят
Министерство раздадут по частям и ликвидируют
Министерство цифровой экономики и конкуренции правительства Ульяновской области планируется ликвидировать, подразделения по тарифам и закупкам станут самостоятельными агентствами, цифровые функции перейдут в формируемый Центр управления регионом (ЦУР), а оставшиеся будут переданы в региональный минфин, который станет называться министерством развития экономики и финансов. Мнения экспертов разделились. Одни считают, что реформирование сделает систему более эффективной и позволит избежать конфликтов интересов, другие — что экономика и финансы — это разные сферы, и министерства должны в соответствии с классической схемой существовать отдельно.
В правительстве Ульяновской области будет упразднено министерство цифровой экономики и развития конкуренции. Об этом сообщил губернатор региона Сергей Морозов на состоявшемся во вторник аппаратном совещании. «Министерство экономики объединяем с минфином. Через реструктуризацию создаем министерство цифровой трансформации»,— передают слова губернатора участники совещания.
В государственно-правовом управлении администрации губернатора подтвердили, что указ губернатора об этих изменениях готовится, однако подробности сообщать не стали, отметив, что документы по финансовоэкономическому обоснованию и проект структуры «еще готовятся». Первый вице-премьер облправительства Марина Алексеева пояснила „Ъ“, что «пока еще сама структура обсуждается», «но уже сформировано понимание предстоящих изменений». «Вы знаете, что в действующем министерстве цифровой экономики и развития конкуренции как таковой экономики уже не было, основные функции — прогнозирование, показатели, анализ — были переданы в ЦСИ (Центр стратегических исследований. — „Ъ“). Теперь же тарифное регулирование из действующего министерства выйдет и станет самостоятельным органом в форме агентства, это важно, потому что планируется масштабная тарифная реформа с пересмотром взаимодействия структурных подразделений в тарифной сфере. Также выйдет из министерства и станет самостоятельным агентством департамент закупок»,— сказала вице-премьер. Кроме того, по ее словам, компетенции цифровой экономики (фактически имеются в виду информационные технологии, прямого отношения к экономике не имеющие) будут переданы в виде отдельного подразделения в ЦУР (формируется по аналогии с Москвой в сопряжении с ситуационным центром, создаваемым по указу президента РФ, планируется, что будет заниматься сбором и анализом всей информации по региону с выдачей управленческих рекомендаций). Вероятно, цифровое подразделение ЦУР и будет называться департаментом или министерством цифровой трансформации. «Это логично, поскольку все равно все цифровые контуры и компетенции будут именно в ЦУР»,— пояснила госпожа Алексеева. Департамент инвестполитики перейдет в министерство финансов, туда же переведут подразделения, занимающиеся госпрограммами развития малого и среднего бизнеса и нацпроектами, «также в минфин перейдет большой блок развития конкуренции». После слияния ведомство будет называться министерством развития экономики и финансов. По словам вице-премьера, «увеличения фонда заработной платы после всех изменений не будет», в то же время губернатором поставлена задача разработки системы финансовой мотивации, привязанной к результатам деятельности и нацпроектам. Планируется, что агентства тарифного регулирования и госзакупок начнут работать уже с 1 апреля, слияние оставшихся подразделений минэка с минфином будет происходить в течение года «ввиду большого количества задач и наличия рисков».
Судя по всему, все эти изменения планируются в рамках объявленной губернатором в июле прошлого года реформы госуправления, согласно которой за облправительством сохранят только основные контрольно-надзорные и государственные функции, остальную деятельность переведут на принцип проектных офисов, а общую координацию деятельности при участии ЦУР будет осуществлять губернатор, возглавляющий и правительство. Первоначально планировалось, что реформирование будет завершено к 1 января 2020 года.
Заметим, региональный минэк за годы руководства регионом Сергея Морозова прошел уже несколько этапов трансформации и смены наименований. В 2013 году его переименовали в министерство экономики и планирования, затем — в министерство экономического развития, в 2016 году, после передачи аналитических функций в ЦСИ,— в министерство развития конкуренции и экономики, а в 2018 году — в министерство цифровой экономики и конкуренции. При этом региональное управление ФАС имело к областной исполнительной власти ряд претензий в сфере цифровизации, соцпитания и здравоохранения.
Гендиректор АНО «Центр стратегических исследований» (учредитель — правительство региона) Олег Асмус полностью поддерживает запланированную реформу, отмечая, что «уже давно предлагал это губернатору». По его мнению, службы тарифного регулирования и госзакупок «должны быть отдельными юрлицами и замыкаться как минимум на вице-премьера, чтобы не было конфликта интересов с теми или иными министерствами, в том числе и самим минэкономики». «При этом у минфина очень много общего с экономикой, аналогичное слияние даже обсуждалось на уровне федерального правительства. Кроме того, то, что развитием занимается минэк, а минфин принимает решения, влияющие на развитие — порочная конструкция. Поэтому — правильно, минфин нужно погружать в экономическую среду»,— сказал господин Асмус. Впрочем, он согласился, что экономика и финансы по своей природе имеют разные, порой конфликтующие функции, но заметил, что «передаваемые минфину полномочия касаются только надзорных и финансовых функций, и противоречий не будет».
Доктор экономических наук, завкафедрой «Экономический анализ и госуправление» Ульяновского госуниверситета, эксперт региональной Общественной палаты Анатолий Лапин к реформе и слиянию минэка с минфином относится скептически. «Я считаю, что минфин должен быть отдельно, минэк — отдельно, классические. У них разные функции, и это уже опробовано жизнью. Под каждый нацпроект не создать министерство. На мой взгляд, это ненужные и необоснованные трансформации»,— сказал эксперт.