Дональд Трамп против Микки Мауса

Сергей Строкань о кризисе в Демократической партии США

Будущим президентом США мог бы стать Микки-Маус. О том, что созданный Уолтом Диснеем мультипликационный персонаж после всех своих экранных побед теперь способен победить еще и Дональда Трампа, заявил на днях не кто иной, как Джо Байден — бывший вице-президент США, участвующий и в нынешней предвыборной гонке. Байдену, пережившему два «удара под дых» в штатах Айова и Нью-Гемпшир, не остается ничего иного, кроме как шутить. Не имеющий антирейтинга и любимый американцами Микки-Маус, наверное, мог бы бросить Дональду Трампу вызов на выборах этого года. Но выбирать соперника действующему президенту демократам все же придется из политических лидеров — живых людей. А таковых, как выясняется, в их рядах нет.

Обозреватель отдела международной политики “Ъ” Сергей Строкань

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

По мере того как демократы все больше погружаются во внутрипартийную свару, становится очевидно: единственное, что их объединяет кроме принадлежности к Демпартии,— это то, что все они, судя по всему, не избираемы.


Традиционно отличающаяся непредсказуемостью избирательная гонка в США имеет все шансы на то, чтобы превратиться в игру в поддавки. Игру, когда Дональду Трампу даже не придется особо стараться и забивать голы в ворота сопернику: уже забив себе «автогол» в ходе подсчета голосов в Айове, демократы имеют все шансы повторять подобные «подвиги» и дальше.

После выборов 2016 года, когда миллионы сторонников Демократической партии США испытали шок, утром 9 ноября проснувшись в стране Дональда Трампа, а не Хиллари Клинтон, многие стали задаваться вопросом: как такое могло произойти? Главный вывод: Хиллари Клинтон погубила принадлежность к старой политической культуре, сильно дискредитированной в глазах избирателей.

Но вот прошло без малого четыре года. И выясняется, что старейшая политическая партия США при всех ее огромных организационных ресурсах и богатых традициях застыла во времени и не извлекла никаких уроков. Ее развитие прекратилось, связь поколений разорвана, преемственность отсутствует. Единственный, кто отчаянно пытается занять пустующую нишу политика нового типа,— 38-летний бывший мэр небольшого городка из Индианы Пит Буттиджич, придерживающийся нетрадиционной сексуальной ориентации. Он уже стал объектом насмешек со стороны Дональда Трампа, чувствующего поддержку своего ядерного электората из американской глубинки. Тех самых сторонников традиционных консервативных ценностей, которые на дух не переносят таких, как Пит Буттиджич.

Между тем пока новым лидером демократической гонки пытается стать еще больше постаревший за эти годы Берни Сандерс, в СМИ уже промелькнули сообщения, что, возможно, в гонку придется включиться Хиллари Клинтон. И эти предположения уже не выглядят такими безумными, учитывая, что она хотя бы доказала свою способность дать бой Дональду Трампу.

В целом проблема Демократической партии США, напоминающей тонущий корабль,— часть общемировой тенденции заката системных партий левой и социал-демократической ориентации. СДПГ в Германии, Конгресс в Индии, «Авода» в Израиле — список можно продолжать и продолжать.

Отсутствие новых лидеров и свежих идей, способных увлечь избирателей в эпоху кризиса либерализма и глобализации, становится для них смертным приговором.

В итоге единственным достойным кандидатом для их избирателей, как в Америке, может стать Микки-Маус.

Сергей Строкань, обозреватель

Вся лента