Продукты просканируют в обход касс
Насколько надежна система оплаты товаров через мобильное приложение
Российские продуктовые магазины разрешат оплачивать товары в обход касс. Покупки через мобильное приложение уже тестируют несколько крупных сетей. Среди них — «Азбука вкуса» и «Вкусвилл». Покупателю предлагают выбрать товары и просканировать их в приложении. Оплата происходит или через программу, или через специальный терминал. Некоторые ритейлеры рассчитывают, что услугой в пиковые часы будут пользоваться до половины всех покупателей.
Насколько надежна такая технология? И как скоро она заменит кассиров? Председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов, отметил, что предприниматели предусмотрели способ контролировать честность покупателей: «Данная система, как правило, распространяется не на всех, а на тех, в ком магазин уверен – для этого существует система лояльности. В то же время ритейлер оставляет за собой право контроля покупателя после совершения оплаты. Если при проверке вопросов к потребителю не возникает, то частота досмотров сокращается, а потом потенциально сходит на нет. Что касается дальнейшего развития, то, например, в Париже одна из сетей дает возможность через мобильное приложение заходить в магазин даже ночью, когда там никого нет. Потребитель приходит, прислоняет мобильный телефон к двери, сканирует штрих-код, получает доступ в магазин, берет товар и на выходе также все оплачивает через приложение».
В мире технология оплаты покупок без касс тестируется уже давно. Так, с 2016 года Amazon открыл супермаркет, в котором вообще нет продавцов. С помощью искусственного интеллекта система автоматически заносит товары в виртуальный чек и списывает их стоимость со счета пользователя в приложении. Однако технология далеко не совершенна, и не во всех зарубежных странах такой опыт был успешен, отмечает директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли Илья Власенко: «Есть технологии, которые позволяют отслеживать очереди и вводить дополнительные кассы. Существуют и беспилотные магазины, которые пока действуют в тестовом режиме, у крупных ритейлеров, где продавцы как таковые просто отсутствуют.
Скорее всего, за подобными технологиями — будущее, но сейчас они находятся исключительно в процессе отработки.
Если взять китайский опыт, у них подобные технологии в целом очень активно запустились еще несколько лет назад — в 2016-2017 году, но после полутора-двух лет эксплуатации их достаточно сильно притормозили. Очень часто покупателю все равно требуется участие продавца, с которым можно посоветоваться, обсудить процесс покупки».
В Россию технология пришла в прошлом году. С осени X5 Retail Group запустили экспериментальную «Пятерочку» — полностью автоматизированный магазин без кассиров. Однако пока она открыта только для сотрудников компании. По данным СМИ, сейчас технологией заинтересовался второй по обороту продовольственный ритейлер в России — «Магнит». Там разрабатывают собственную систему самостоятельной оплаты товаров. Для российских торговых сетей такие магазины крайне выгодны, даже если там будут больше воровать, предположил бывший совладелец торговой сети «Виктория» Николай Власенко: «Воровство и потери всегда составляют где-то 1,5% на пути от складов до магазинов. Причем большая часть на самом деле это внутреннее воровство. Все-таки товар дешевый, и вынести на существенную для магазина сумму трудно, поэтому, я думаю, здесь опасность не такая большая. В магазине одна из больших долей расходов — это всегда человеческий труд.
40% уходит на зарплату, поэтому если удастся обходиться без кассиров, то это может существенно снизить себестоимость продаж и в итоге привести к снижению наценок в розничных магазинах.
В ближайшем будущем магазины начнут работать полностью без кассиров, но наверняка какие-то останутся, чтобы помочь людям, которые не разбираются в электронных платежах. На самом деле на 60% человек приобретает одни и те же товары. Соответственно, там, где покупки несложные, магазины предпочтут автоматизированную систему».
Насколько удобны виртуальные примерочные
По словам руководителя исследовательского центра Superjob.ru Натальи Головановой, процесс адаптации российских торговых сетей к новым технологиям может затянуться даже в крупных городах. И первые значительные сокращения среди обслуживающего персонала в розничных сетях начнутся не раньше чем через три года.