«Мне показалось, что ему стало легче, когда он признался в убийствах»
Сергей Мальцев — о расследовании дела «уктусского стрелка» и резонансного ДТП на Малышева
В СУ СКР по Свердловской области на разных стадиях расследования находится несколько резонансных уголовных дел последних лет. Среди них: убийство двух девушек на горе Уктус летом 2018 года, ДТП, совершенное летом 2019 года Владимиром Васильевым в центре города, в котором погибли два человека, зверское убийстве молодой мамы, поехавшей продавать автомобиль. О том, как проходят следственные действия по резонансным делам, в интервью “Ъ-Урал” рассказал руководитель первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по Свердловской области полковник юстиции Сергей Мальцев.
— Прежде всего, хотелось бы поговорить об одном из самых резонансных преступлений региона — убийстве Ксении Солтановой и Натальи Кузнецовой на склоне горы Уктус в августе 2018 года. Прошло полтора года прежде чем был задержан обвиняемый в преступлении Алексей Александров. В чем была главная проблема установления личности преступника?
— Основной проблемой расследования, наряду с неочевидностью преступления (то есть, с отсутствием свидетелей), стало отсутствие законодательного регулирования оборота пневматического оружия и изделий, конструктивно схожих с ним. Мы установили точные криминалистические признаки орудия преступления – полуавтоматическая пневматическая РСР-винтовка калибра 6,35 мм, но столкнулись с отсутствием актуального официального реестра оружия интересующего сегмента и официального учета его владельцев.
Из-за этого следствием выявлялись и проверялись на причастность десятки изготовителей и пользователей, конструктивно схожих с пневматическим оружием изделий. А они легко настраиваются в оружие со страшной поражающей силой, в разы превышающей установленный законодателем минимум безлицензионного приобретения. Результатом межведомственного взаимодействия по этому делу стало, в частности, обращение прокурора Свердловской области (Сергея Охлопкова, — “Ъ-Урал”) в Генпрокуратуру России с предложением законодательной инициативы о внесении изменений в ФЗ «Об оружии» в части регулирования оборота его пневматической составляющей.
— В итоге оружие стало ключевой зацепкой?
— Выйти на след Александрова удалось благодаря комплексу следственных действий и оперативных мероприятий, в том числе, связанных с анализом тематических интернет-ресурсов. Детали методики раскрытия оставим узкопрофильным специалистам. 9 декабря 2019 года в жилище Александрова проведен обыск, в ходе которого среди арсенала стрелкового оружия и принадлежностей к нему, обнаружена интересующая следствие разукомплектованная РСР-винтовка. На первом же допросе Александров дал подробные показания об обстоятельствах приготовления и убийства девушек. При этом он сообщил ряд ранее неизвестных следствию обстоятельств, которые были проверены и нашли свое объективное подтверждение. Так, например, он рассказал, что в день убийства выехал из гаража на велосипеде, прибыл к лесополосе, бросил в кустах велосипед и по дороге к месту будущего убийства (она заняла 10 минут), он проверял винтовку, совершив два выстрела в деревья. На указанной им территории мы нашли березу с двумя характерными по времени входными отверстиями от пуль. Мы обнаружили две пули, по результатам экспертизы они совпали с теми, что были изъяты из тел девушек.
Раскрытие этого беспрецедентного по своему цинизму преступления явилось результатом кропотливой работы целой команды сотрудников Следственного комитета и уголовного розыска полиции, в том числе, федерального уровня, а также привлекавшихся в качестве специалистов представителей общественности из ряда стрелковых и IT-сообществ.
— До этого Александров был в поле зрения силовиков?
— Ранее в поле зрения правоохранителей, в связи с расследованием убийства девушек на Уктусе, Александров не попадал. В целом, он никогда не привлекался к уголовной и административной ответственности.
— Какие экспертизы назначены по делу и когда будут проведены?
— Всего по делу проведено более 300 судебных экспертиз, среди них медицинские, баллистические, химические, видеотехнические, компьютерно-технические, молекулярно-генетические, дактилоскопическая. Производство ряда экспертиз продолжается, в частности, назначена стационарная комиссионная психолого-психиатрическая экспертиза обвиняемого. В общей сложности, по делу проведено более 40 психофизиологических исследований с использованием полиграфа. В том числе, полиграф перед первым допросом проходил и Александров. Процедура эта добровольная. И, не смотря на неоднозначное отношение суда к оценке такого рода исследований, при согласии испытуемого, полиграф проводится. Его выводы, зачастую, побуждают проверяемого сотрудничать со следователем. Собственно, что и произошло в нашем случае.
— Какие версии вами изначально рассматривались?
— Для меня изначально приоритетной была версия о ситуационном характере совершения преступления, то есть, о совершении его лицом, незнакомым с потерпевшими. В ходе расследования не нашла своего подтверждения ранее публиковавшаяся в ряде СМИ информация о том, что злоумышленник длительное время общался с девушками перед убийством. Следствием были установлены маршруты и хронометраж прибытия к месту преступления потерпевших и злоумышленника — это оказались разные направления и время.
Безусловно, без внимания не оставалась версия о совершении либо об организации преступления лицом из круга общения девушек. В рамках проверки было установлено, что перед встречей на месте преступления, девушки с собой никого не звали, об обстоятельствах и месте проведения вдвоем рокового субботнего вечера ни с кем не делились. Отмечу, что Александров на допросе вел себя абсолютно спокойно. Более того, мне показалось, что ему стало легче, когда он признался в убийствах.
— Куда были произведены выстрелы девушкам, почему они (или одна из них) не смогли убежать?
— Все выстрелы совершены в области голов потерпевших в период нескольких секунд, соответственно, у девушек, к сожалению, не было шансов убежать.
— Давайте теперь поговорим о резонансном ДТП, произошедшем 4 августа 2019 года на перекрестке улиц Малышева-Московская. По делу проходит Владимир Васильев, который за рулем KIA на полном ходу въехал в другой автомобиль и погибли два человека. Президент федерации автовладельцев России Максим Едрышов возмущался, что фигурантам дела запретили разглашать результаты экспертиз, с которыми их знакомит следствие. В каких случаях такая мера обычно применяется и почему в данном деле это стало необходимым?
— Могу сказать, что такая мера иногда применяется следователями как вынужденная, поскольку в противном случае может быть разглашена охраняемая законом тайна следствия во вред объективному расследованию.
— Расскажите, куда Владимир Васильев и его пассажир Глеб Березкин ехали.
— Васильев и его знакомый ехали от него (Березкина) домой к Васильеву, по версии следствия, за алкоголем, поскольку ночью его не продают. Машина принадлежит абсолютно другому человеку, который в момент аварии не находился в машине (владелец в тот же день обратился с заявлением об угоне). Соответственно, Васильеву вменяются две статьи УК РФ: «неправомерное завладение автомобилем (угон)» и «нарушение правил дорожного движения, совершённое лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью и смерть двух лиц».
— Расследование дела сопровождалось скандалом, связанным с подменой анализов мочи Васильева его отцом, который, как известно, является высокопоставленным военным. Факт подмены подтвержден следствием. Однако суд не увидел халатности врача в этой ситуации. Вы с таким решением согласны? Не чувствовали ли вы на себе давление Васильева-старшего в связи с его положением?
— Позвольте этот вопрос оставить без комментариев, поскольку таково было решение суда, отменившего возбуждение уголовного дела по статье «халатность». В конце концов, в уголовно-процессуальном законе имеется перечень лиц, которые вправе обжаловать это решение суда (органы Следственного комитета в этот перечень не входят). Что касается, как вы выразились, «давления» Васильева-старшего на следствие, то смею вас заверить — об этом не было и речи.
— Какой статус в деле у пассажира Глеба Березкина?
— Березкин по делу проходит в качестве потерпевшего, поскольку, согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, ему причинен тяжкий вред здоровью.
— Сколько и какие экспертизы были проведены или еще будут проведены по делу?
— По уголовному делу проведены две судебно-медицинские экспертизы, три судебные экспертизы живых лиц, четыре товароведческие экспертизы относительно пострадавших в ДТП автомашин, две автотехнические, три молекулярно-генетические, семь видеотехнических экспертиз. А также судебная психиатрическая экспертиза в отношении обвиняемого. Он, кстати, говоря, признан вменяемым и полностью отдававшим отчет своим действиям в момент инцидента.
— На какой стадии находится расследование?
— Срок следствия по уголовному делу продлен до 5 апреля 2020 года, завершить же расследование мы планируем уже в феврале этого года. Следственные действия закончены, сейчас обвиняемый и его защита знакомятся с материалами дела.
— Большой резонанс вызвало убийство в октябре 2019 года молодой матери Ксении Каторгиной, когда она уехала продавать свою Audi. Расскажите, как нашли тело девушки, поиском которой занимались пять дней.
— В ходе проведения комплекса следственных и оперативно-разыскных мероприятий на территории Челябинской области были задержаны лица, совершившие преступления в отношении Каторгиной — Марат Ахметвалиев, Михаил Федорович, Екатерина Меньщикова. При допросе Ахметвалиев дал признательные показания, а также сообщил о месте сокрытия тела убитой. В ходе проведения проверки показаний на месте Ахметвалиева, последний указал на колодец в районе улицы Ташкентская в Екатеринбурге, в котором был обнаружен труп.
— Как обвиняемые вышли на Каторгину? Убийство было запланировано изначально?
— На Каторгину сообщники вышли по объявлению о продаже автомобиля, размещенному в сети Интернет. Меньщикова предложила ей встретиться в микрорайоне Уралмаш около домов по улице Новаторов под предлогом осмотра автомобиля. Каторгина согласилась и приехала на встречу. В ходе указанной встречи и были совершены преступления.
По версии следствия, обвиняемые изначально планировали завладеть автомобилем, а хозяйку машины убить. Установить местонахождение обвиняемых удалось благодаря многим факторам. Но, повторюсь, весь механизм работы правоохранительных органов, включая методы, позволяющие успешно разыскивать и задерживать подозреваемых, я предпочту оставить в тайне, дабы не навредить интересам следствия. Раскрыть убийство Ксении Каторгиной удалось благодаря кропотливому труду следователей СКР и оперативников полиции, тщательной и детальной отработке всех версий и обстоятельств безвестного исчезновения владелицы автомашины. Все это в совокупности позволило установить личности обвиняемых, а затем и их местонахождение.
— Во время меры пресечения с журналистами активно общался только Федорович, который заявил, что не имеет к убийству отношения и все «валил» на подельников, заявлял, что сотрудничает со следствием. Расскажите, какова, по версии следствия, роль каждого из обвиняемых, все ли признали вину, раскаялись ли они?
— По версии следствия, обвиняемые действовали группой лиц по предварительному сговору на совершение именно убийства и хищения автомобиля. При этом каждый выполнял отведенную ему конкретную преступную роль – отвлечение внимания, нанесение ударов, удержание потерпевшей, наблюдение за окружающей обстановкой и т.д. Так, Ахметвалиев при проведении с ним всех следственных действий указывал, что именно он наносил удары потерпевшей ножом в область груди.
Меньщикова наносила удары ножом в область ноги потерпевшей, при этом смерть наступила от совокупности всех вышеперечисленных причиненных телесных повреждений. Ранее вину полностью признавал лишь Ахметвалиев, остальные не признавали в части сговора на совершение убийства потерпевшей. В настоящее время ситуация изменяется в сторону полного признания вины всеми лицами. Все, в той или иной степени, раскаиваются, но искренне ли это — покажет время.