Холодное сердце
Porsche Taycan 4S за полярным кругом
Выбирать можно разумом или сердцем, но считается, что разум и сердце при этом разнятся по температуре. Разум обычно холодный, а сердце горячее. Напротив, электрокар Porsche Taycan 4S разогревает сначала именно мысли – потому что технологически он очень крутой. А на сердце при виде машины – холод. С виду ведь неясно, может ли этот Porsche зажечь, согреть душу, как бензиновый или дизельный.
Вообще – холодно! Лапландия! Сначала маленький аэропорт, где актеры-гномики в красных одежках рассаживают туристов по автобусам, веселый шум, кутерьма. Потом – на многие и многие километры настоящая заполярная зима. Узкая и пустая белоснежная лента дороги через леса, и так оно часами. Разве выглянет с обочины любопытный северный олень.
В расход
Тормозить интенсивно поводов нет, компенсирующий режим рекуперации поэтому особо не помощник, а электричество мерно и неуклонно – ага, волнительно! – вытекает из батареи, тратится на движение, питает фары, климатическую установку и графику на дисплеях. Да, это тенденция: дисплеев и сенсоров в кабинах Porsche все больше, традиционных кнопок все меньше – и здесь, кажется, абсолют экранов. Но первое и самое сильно впечатление – эта непривычная электрическая тишина… Ну как тишина. Taycan 4S чем-то там слегка гудит, шуршит-поскрипывает, за окнами тихо насвистывает набегающий воздух, а в меню даже можно выбрать принудительную озвучку силовой установки.
Главное – нет привычного звука ДВС. Словно вам продали великолепную имитацию. Образ – ну очень красивый кузов, архитектура места водителя, ездовые ощущения – все настоящий Porsche. А сердце как будто холодное, неживое. Или как будто его тут и нет вовсе. Хотя, на самом деле, у электрокара аж два двигателя – по одному на ось, они обеспечивают полный привод. И если нажать «педаль тока» – спорткар уносит меня в звенящую снежную даль очень живо! Электрические кони быстроходны.
Фирма гарантирует, что Porsche Taycan 4S останется полностью функциональным при температуре минус 50 градусов по Цельсию.
Устройство
Главный редактор недавно уже проехал на самых мощных Porsche Taycan Turbo S и Turbo по европейским шоссе, подробно описал технику, констатировал пушечные разгоны в режиме Launch control – да и просто от нажатия педали в пол – и даже рассчитал, что в Европе дальновидно прокладывать маршрут так, чтобы между существующими сейчас и подходящими машине точками подзарядки было не более 250 километров. Не стану повторять его длинный рассказ, считайте, что мой о коротком тесте съежился от мороза.
Вот ключевое. Taycan 4S технически поскромнее версий Turbo. Общий смысл тот же: средних размеров по меркам фирмы четырехместная машина, литий-ионная батарея, первая в мире на электрокаре бортовая система с напряжением в 800 вольт вместо 400, упомянутая пара электродвигателей, пневмоподвеска. Ну и все это «от Porsche» – то есть, назовем прямо, перед нами Tesla здорового немецкого инженера.
Только задний электромотор у Taycan 4S меньше. И базовая батарея тут лишь на 79,2 кВт•ч, а крупная Performance Plus на 93,4 кВт•ч, как на версиях Turbo, предлагается за доплату. C базовой батареей Taycan 4S выдает 435 л.с. в обычном режиме или 530 в режиме overboost, а с опционной, соответственно, 490 или 571. Разгон с места до сотни километров в час занимает четыре секунды. А заявленный запас хода варьируется от минимальных «базовых» 333 километров до максимальных «опционных» 463.
Топовый Turbo S в режиме overboost выдает 761 л.с., а до сотни с места может пульнуть за 2,8 секунды, но исполнять подобное на белоснежной финской полосе было бы откровенно боязно. А вот в меру энергичный Taycan 4S тут более чем достаточен: даже при резких ускорениях сохраняет устойчивость, как на монорельсе.
Маленькие хитрости
А нас ведь обманули. Выдали уже прогретую машину, хотя мы специально просили ключ от заледеневшей за ночь. Сообщается, что Taycan 4S функционален при морозе в минус пятьдесят, но уже при минус пятнадцати машину рекомендуют оставлять на стоянке подключенной к станции зарядки для снижения затрат энергии на разогрев аккумулятора настолько, чтобы он мог питать моторы.
Таким образом, в неизвестность Лапландии мы выезжаем почти с полной батареей, и при скоростях около 100 км/ч запаса в аккумуляторе по прикидкам должно хватить километров на триста, как и обещано в паспорте. При этом ни в чем себе, в общем, не отказываем, и даже режим экономии – в нем, кстати, заметно притухает головной свет, а «климат» работает нестабильно – включаем лишь раз из интереса. Интересно было бы узнать в подробностях, насколько снижает заряд пользование мелочами – вроде включения подогрева кресел, но таких точных показаний экраны не предоставляют. Кстати, о сугреве. На прогретой машине в систему отопителя салона поступает избыточное тепло от электромоторов и инверторов. Умно! Чего не хватает, так это электрообогрева лобового стекла.
Выкрутасы
Финальной точкой нашего путешествия оказывается фирменный полигон Porsche, где размечены кольца и зигзаги, – это уже чистый лед. Машины обуты в нешипованные покрышки Goodyear UltraGrip Performance с низким сопротивлением качению. Катайтесь! И можно – даже нужно! – отключить систему стабилизации.
Porsche Taycan 4S удивительно послушен как полноприводник! При правильных действиях «педалью тока» и рулем – а правильности спорткар не противится, наоборот, как бы и направляется в нужное русло – ты можешь беспроблемно пройти круг в управляемом заносе, а с поворотом руля тягой передних колес вытащить машину на нужную дугу практически из поперечного ей положения. Инженеры объясняют, что такой праздник послушания во многом из-за отсутствия механической связи между моторами на осях. То есть по ситуации водитель может получить сколько угодно тяги в каком угодно распределении.
Мелочь, а приятно
Даром, что за окном павильончика возле трека колючий заполярный мороз. Электрическое будущее уже не кажется бездушно-холодным, машина с искрой, и оттого на сердце теплеет. Заинтересованным новинка должна понравиться еще и в деньгах, ведь Taycan 4S дешевле, чем Taycan Turbo, на 2 850 000 рублей. А в перспективе, как намекнули немцы, появится и еще более упрощенный, а значит, еще более доступный Taycan.
И да, я было решил, что обнаружил у электрокара «зимний» минус: кнопка одного из двух багажников расположена заподлицо на заднем бампере и покрывается коркой льда. Ну, вот как-то не просчитали. Подумал, что и в этой мелочи есть какая-то былая ламповая теплота для сердца, что-то по-человечески обычное даже для устремленных в будущее немцев. Так я подумал, нажал кнопку, и она безупречно сработала.
Porsche Taycan 4S
|