Уездный город Б
Найдется ли место автомобилям в населенных пунктах будущего
Сотворение лучшего в мире общества и организация для него идеального уголка — задача, с которой пытались справиться не только утописты-фантазеры вроде Томаса Мора, но и вполне себе практики. Во всяком случае, со второй частью упомянутой задачи. Моделированию будущего посвящено немало архитектурных проектов, объединяющих здания, людей и механизмы новой эстетикой, комфортом, возможностями. И что удивительно, многие из них были реализованы, пусть и фрагментарно. В наши дни к зодчим присоединились психологи, экономисты и, конечно же, специалисты самых разных профилей, объединенные работой на ту или иную автомобильную компанию.
С видами на гору Фудзи
Город будущего — тема давняя. Попытки упорядочить, возвеличить, спрогнозировать и улучшить среду обитания предпринимались со времен возникновения поселений, не занятых сельским хозяйством. Один из самых свежих проектов — Woven City, Сотканный город, начало строительства которого у подножия горы Фудзи запланировано на 2021 год.
Город задуман как кластер интеллектуальной, самоорганизующейся и экологически чистой застройки. Там будут тестироваться роботизированные технологии для еще более далекого будущего. Конструкторы, технологи и прочие ученые, которые и будут составлять основное население Сотканного города, получат уникальные возможности для экспериментов. Туда же Toyota Motor Corporation, разработчик и инвестор стартапа, планирует переселить своих сотрудников, настоящих и тех, кто уже на пенсии. Также предполагается, что на определенных условиях там будет продаваться жилье и для просто желающих очутиться в роботизированном мире.
В Woven City планируется построить совершено иные дома, дороги, инфраструктуру. Так, для безопасности движения разработана сеть улиц трех типов: для скоростного транспорта, средств персональной мобильности, пешеходов. Проспекты для быстрых автомобилей — автономных средств передвижения с нулевым уровнем выбросов, а иных в городе не предусматривается, пройдут насквозь и будут связываться с застройкой ответвлениями и съездами. Для велосипедов, скутеров и прочего «медленного» транспорта, управляемого человеком, построят отдельные дороги. Равно как и для пешеходов. Все типы улиц будут комбинироваться, формируя органичную среду для оптимального тестирования автономных технологий.
Дома, в основном из дерева — экологически чистого и восполняемого природного ресурса, построят по канонам японского столярного мастерства в сочетании с роботизированными методами производства. Крыши покроют фотоэлектрические панели, вырабатывающие электроэнергию. Все эти постройки, естественно, оснастят искусственным интеллектом. Посредством датчиков и сенсоров цифровому разуму предстоит не только следить за уровнем комфорта и безопасности проживания, но и контролировать здоровье людей, выполнять их базовые поручения, облегчая ежедневные заботы. Мощная цифровая операционная система позволит управлять и городской инфраструктурой. Она объединит жителей, здания и машины. Многоуровневый обмен информацией как раз и позволит тестировать технологии искусственного разума как в виртуальном, так и в физическом пространстве, максимально увеличивая его потенциал.
Архитектор Сотканного города — датчанин Бьярке Ингельс, известный по проектам нового Центра международной торговли в Нью-Йорке, Lego House в Дании, а также штаб-квартир Google в калифорнийском Маунтин-Вью и в Лондоне. В концепции дизайна Woven City он объединил аутентичность японской архитектуры с модульностью и технологичностью хай-тека.
Влияние машин
Современные мегаполисы во избежание транспортных коллапсов уходят от радиальных дорог, отдавая предпочтение линейным и многоярусным. Но для будущего, когда машины начнут ездить самостоятельно, без участия водителя, вполне вероятно, понадобятся иные решения. Поэтому еще пять лет назад изучением автономно передвигающегося транспорта озаботилась компания Ford Motor Company и вблизи Детройта на площади 13 гектаров отстроила целый город-полигон с макетами домов и сетью дорог. Нежилой MCity копирует стандартные городские реалии: улицы со светофорами, тротуарами, бордюрами, велосипедными дорожками, деревьями и даже гидрантами. Разве что тут не было большого числа людей на пешеходных переходах, а дорожной разметкой и знаками пользовались машины без водителей. Они самостоятельно разбирались с круговым движением и тоннелями, переходили с асфальта на бездорожье, притормаживали перед «лежачими полицейскими». И конечно же, попадали во внештатные ситуации, такие как выезд другой машины на встречную полосу или определение преимущества движения на перекрестке с неработающим светофором.
О результатах испытаний можно косвенно судить по организации дорожной сети города, который Toyota будет строить у подножия горы Фудзи, в котором она не рискнула объединять движение беспилотников с транспортом, управляемым людьми, а уж тем более с пешеходами.
Три кита городской мобильности
Иная концепция городской мобильности будущего, представленная недавно на Международной выставке потребительской электроники CES 2020 компанией Hyundai, и вовсе уводит в небо. Построенная на принципах антропоцентризма, она компилирует два способа передвижения.
Первый — воздушный. Передвижение на персональном летательном аппарате с вертикальным взлетом и посадкой обеспечит кратчайшее расстояние до пункта назначения с высокой скоростью движения. Концепт личного воздушного транспорта S-A1 корейская компания разработала совместно с Uber. Машина имеет несколько несущих винтов для безопасной эксплуатации, а на случай чрезвычайной ситуации — парашютную систему. Аппарат издает минимум шума, что делает его комфортным и для пассажиров, и для жителей домов, над чьими крышами он летает.
Для передвижения по городу предусматривается «специально построенное транспортное средство» — PBV, трансформируемое в контексте широкого спектра человеческих потребностей. Оно может функционировать как ресторан, кафе, гостиница, клиника, а также просто курсировать по населенному пункту в качестве автобуса. То есть вместо привычного «посидеть в кафе» теперь можно будет «поехать в кафе», экономя свое время. Или воспользоваться в дороге бытовыми услугами — постричься, например.
Связующим звеном между воздушным и наземным сообщением будет «хаб» — инновационное пространство для сообществ, что-то вроде культурного или торгового центра с вертолетной площадкой на крыше и несколькими стыковочными портами для наземных PBV, отходящих в разных направлениях и предлагающих различный функционал. Для удобства пользования всеми этими услугами должны быть разработаны мобильные приложения, позволяющие строить маршрут с учетом личных планов, комбинируя обеспечение потребностей с общением, отдыхом и передвижением.
Награда за светлое будущее
Большинство экспертов, изучающих потенциал средств передвижения будущего, сходятся во мнении, что беспилотники приведут к позитивным изменениям в социальном поведении, росту безопасности, комфорта и доступности городов, однако требуют дальновидных решений в смежных областях, причем самых разных. С 2010 по 2016 год разработчиков технологий и градостроительных инноваций поддерживала премия Audi Urban Future Award, присуждавшаяся за прогрессивные инициативы в области городской мобильности.
Например, в 2012 году Audi Urban Future Initiative высоко оценила проект по разработке инвестиционной логики для района Эссембли Роу в Сомервилле. Этот район, возникший в бывшей промзоне в семи минутах езды от Бостона, планируется застроить резиденциями, офисами, торговыми и развлекательными центрами. Потребность в парковочных местах оценивалась как 40 процентов от площади, что серьезно снижало прибыльность застройки. Пока не была предложена технология беспилотной парковки на многоярусных стоянках — совместный проект Audi и архитектурного бюро Howeler+Yoon. Такое решение позволило не только вдвое увеличить количество парковочных мест на той же площади застройки, но и сберечь нервы и время водителей. Ведь треть всего трафика в час пик приходилась на водителей, ищущих место, куда бы встать. Реализация программы рассчитана на много лет вперед. Наибольшая эффективность будет достигнута к 2030 году за счет технологий, позволяющих высадиться в центре города и отправить машину на автопилоте на удаленную парковку.
Интересно, что премию присуждали не только конкретным инициативам с технико-экономическими обоснованиями в рамках существующих градостроительных проектов, но и футуристическим. Так, ею был отмечен концепт Urban Future от архитектурного бюро BIG, возглавляемого Бьярке Ингельсом, которому доверено проектировать Сотканный город для Toyota. В Urban Future традиционные дороги заменяет покрытие со светодиодной подсветкой, которая не только указывает маршрут машинам, но и освещает безопасную область под каждым пешеходом. Электроэнергия для подсветки будет вырабатывается самими участниками движения и сделает облики городов будущего более красочными и светлыми.
Города будущего, как их задумывали в прошлом
Пальманова
В конце XVI века в Венецианской республике, уставшей от набегов Османской империи, решено было построить абсолютно неприступный город и таким образом в будущем избавить его население от войн. В плане Пальманова представляла собой девятиконечную звезду с радиальной сетью дорог, ведущих на центральную площадь. «Звезда» была обнесена высокой крепостной стеной и глубоким рвом с водой, так что не только попасть в город, но и покинуть его было сложно. Итальянцы отказались переезжать в запертую крепость, и власти в конце концов отдали вновь отстроенный город… заключенным, там была обустроена тюрьма. Неприступная Пальманова сохранилась до наших дней, сегодня в ней живут не заключенные, а вполне себе свободные люди, и она занесена в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Фордландия
Чтобы избежать британской монополии на поставки резины, Генри Форд в двадцатые годы прошлого века задумал ее собственное производство в Бразилии, на родине каучукового дерева гевеи. Он арендовал миллион гектаров земли в непроходимых джунглях и договорился с бразильским правительством о выгодных условиях на экспорт взамен на процент от прибыли. Фордландия была отстроена быстрыми темпами по современным на тот момент канонам американского градостроения. В список городов будущего она не попала бы, если бы не особые правила, введенные родителем конвейера. На территории города Форда действовал сухой закон, а рабочим предлагалось проводить досуг в библиотеке. Высокий заработок хоть и перевешивал неудобства, но бунты случались регулярно. Порой столь сильные, что однажды руководство спасалось бегством в джунгли. С появлением синтетического каучука город опустел.
Лучезарный город
В двадцатые годы прошлого столетия город будущего, а вернее, идеальный город спроектировал всемирно известный архитектор Ле Корбюзье. Разработанная им модель — Villa Radieuse, что можно перевести как «Лучезарный город»,— средствами архитектуры создавала баланс индивидуального и коллективного. Равновеликие небоскребы, утопающие в зелени садов, широкие проспекты, дома на высоких опорах для удобства прохода и проезда, линейная дорожная сеть, в плане напоминающая решетку,— эти и другие гениальные идеи Villa Radieuse были потом использованы в градостроительстве по всему миру. Например, в Марселе, Бразилиа. Но сам Лучезарный город остался лишь на бумаге.
Бродакр-Сити
Другой архитектор с мировым именем — Фрэнк Ллойд Райт, вдохновленный концепцией Ле Корбюзье, представил в тридцатых годах свое видение нового города, названного им Broadacre City. Модель базировалась на социальной политике США того времени, в соответствии с которой каждой американской семье предоставлялся один акр (0,40 га) земли из резервации федеральных земель для ведения приусадебного хозяйства. Город был рассчитан на 10 тысяч жителей и использовал только те ресурсы, которые сам и производил. По сути, Райтом был спроектирован идеальный пригород, зеленый и просторный, с минимумом транспорта, офисных и промышленных зданий. Несмотря на то что проект финансировался и подробная модель размером почти 4х4 метра кочевала по выставкам, идея не получила поддержки.
Магнитогорск
В СССР тоже планировали города будущего. Например, Магнитогорск — первый в мире социалистический город, построенный с нуля. Огромный центр сталелитейной промышленности должен был стать «раем для рабочих» и средствами архитектуры поддерживать идеи марксизма-ленинизма. Работа закипела в начале тридцатых годов прошлого века близ наскоро возведенной доменной печи. Был приглашен немецкий архитектор Эрнст Май, создавший во Франкфурте серию инновационных домов из типовых блоков. Май спроектировал линейный город с невысокими трех-четырехэтажными жилыми зданиями в стиле конструктивизма, окруженными зелеными массивами, защищающими от бесконечного дыма заводских труб. Однако в реалиях степи неплотная жилая застройка усугубляла суровость климата. Ледяные ветра морозной зимой, пыльные бури летом и проблемы с питьевой водой отбивали желание туда переселяться. Большинство добровольцев покинули стройку в первый же год, и город достраивали заключенные. Социалистическая застройка Эрнста Мая сохранилась и, возможно, будет включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.