Белоруссия ищет пространство для маневра

Что стоит за заявлениями Александра Лукашенко о покупке энергоресурсов у других стран

Президент Белоруссии Александр Лукашенко продолжает борьбу за льготы с помощью громких заявлений. 14 февраля он пригрозил начать отбирать нефть из трубопровода «Дружба», если из России не будет поставок в нужном объеме. По словам Лукашенко, в январе Минск не дополучил 1,5 млн тонн нефти. И если Москва и дальше не будет соблюдать договор, то Белоруссии придется откачать сырье, которое идет в Европу.

Фото: Пресс-служба Президента Республики Беларусь

До этого Александр Лукашенко заявил, что Россия намекает на объединение двух стран в обмен на низкие цены на нефть и газ. Но, как подчеркнул президент, он на это не пойдет, и лучше будет покупать сырье втридорога, лишь бы «не стоять на коленях перед Владимиром Путиным»: «Помните, что ваш президент, которого вы тогда избрали, никогда не станет последним. Вы подумайте, что вы будете делать после меня. Даже если я не буду президентом, я буду бороться за то, чтобы наша страна оставалась суверенной и независимой. Нами никогда не будут понукать, и мы будем проводить свою внешнюю и внутреннюю политику, но не во вред соседям и не во вред родным россиянам. Говорят, вот Лукашенко умеет считать, он на это не пойдет и не будет покупать норвежскую, американскую, саудовскую, азербайджанскую или венесуэльскую нефть. Буду. Даже если будет дороже. Путин меня спрашивал: “Слушай, Саш, а зачем ты будешь покупать дороже?” Я говорю: “Чтобы каждый год 31 декабря в 12 часов ночи не стоять перед тобой на коленях”. Абсолютно точный был ответ: “Слушай, мы же друзья, кто перед кем стоит?” Я говорю: “Я стою. Так быть не должно. И так не будет”».

На прошлой неделе, по итогам переговоров Владимира Путина и Александра Лукашенко, Москва и Минск сообщили, что договорились по поставкам энергоресурсов в Белоруссию. Газ будет стоить как и раньше, а нефть будет экспортироваться, как выразились в Кремле, на коммерческих условиях. Но 14 февраля Лукашенко заявил, что готов покупать российскую нефть по мировым ценам, но тогда Москва может не рассчитывать на выплату премии, которую она требует за поставки в Белоруссию. Кроме того, по словам белорусского президента, Минск обсуждает с Польшей поставки американской нефти. Однако президент Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук уверен, что это блеф. Лукашенко понимает, что ни одна страна не предоставит ему столь выгодные условия, как Россия, причем даже без учета скидок. «Совершенно очевидно, Александр Лукашенко хочет продолжения той политики, которая превратила Белоруссию в нефтяной эмират. Россия, как ни парадоксально, была сырьевым придатком Минска, и цена вопроса — $2,5-3 млрд либо в виде выходных для белорусской стороны поставок нефти, либо в виде компенсации за налоговый маневр, либо в виде какого-нибудь кредита. Тем не менее это не должно увязываться, по мнению Александра Лукашенко, с подписанием 31 дорожной карты, которое белорусская сторона интерпретирует как сдачу суверенитета.

Львиная доля той выгоды, которую получает Минск, именно благодаря нефти. В лучшие годы Белоруссия получала до 8% ВВП.

И, конечно же, без ресурсной и финансовой поддержки госплан страны перейдет в режим рецессии. Нас ожидает серьезное испытание. Визит Помпео, апелляция к тому, что американцы поставят нефть и газ, рассчитаны на необразованную публику, на потребление внутри страны, поскольку серьезные люди, умеющие считать, понимают, что таких ресурсов на такие условия, которые предоставляет Россия, ни Америка, ни Польша, ни Литва не пойдут. Нет ни одного решения, которое бы говорило о том, что Белоруссия готова проводить демократизацию или идет навстречу Европе или Америке»,— полагает Романчук.

Кроме прочего, как пояснил Александр Лукашенко, Москва и Минск больше не обсуждают создание наднациональных органов в рамках интеграции Союзного государства. На повестке — лишь экономические вопросы по дорожным картам. Очевидно, что все громкие заявления Александра Лукашенко направлены, прежде всего, на самих белорусов — так он пытается оправдаться за грядущее повышение цен на газ и бензин. А такой поворот точно не прибавит ему очков в предвыборной гонке, считает белорусский политолог Александр Класковский: «Смысл так называемой интеграции для белорусской стороны заключался в том, чтобы получить комфортные цены на энергоносители и другие блага. Раньше Лукашенко прилетал из Москвы и выглядел таким удачливым добытчиком, привозил какие-то скидки. В декабре 2018 года прозвучал так называемый “ультиматум Медведева” — так назвала его белорусская пресса. Предполагалось, что должна произойти или углубленная интеграция, или прежних субсидий не будет. После этого процесс стал буксовать, и, как мы видим, последние переговоры в Сочи не принесли желаемых для белорусской стороны результатов.

Теперь электорату надо объяснить, почему будут дорожать энергоресурсы.

Приближается очередная президентская кампания, и, в общем-то, она обещает быть для Лукашенко достаточно непростой. Это также месседж и России, причем не только Кремлю, но и нашим гражданам, которые, как показывает социология, хорошо относится к белорусам. Отсюда попытка педалировать тему последствий чернобыльской катастрофы. Кроме того, это можно считать и сообщением Западу: в последнее время белорусское руководство усилило геополитическое маневрирование, и не так давно в Минске был госсекретарь США Майкл Помпео, который, в частности, заверил, что Америка может дать Белоруссии 100% нефти. Но тут, правда, стоит учитывать вопрос цены».

Как прошли переговоры президентов России и Белоруссии

Смотреть

12 февраля агентство Bloomberg со ссылкой на источники в Кремле сообщило, что Владимир Путин предлагал Александру Лукашенко объединить Россию и Белоруссию, чтобы создать сверхдержаву. По данным издания, в Минске от такого предложения категорически отказались. Позже пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков эту информацию опроверг, подчеркнув, что лидеры стран обсуждали исключительно углубление союзной интеграции.

Лилия Галявиева, Владислав Викторов

Вся лента