Часы подхватили вирус
Связь между маленькой Швейцарией и огромным Китаем, о которой всегда говорили с восторгом, была не самым приятным образом подтверждена, когда Китай был вынужден отгородиться от Европы. Намеченную на февраль ярмарку современного искусства Art Basel в Гонконге, которая должна была пройти с 19 по 21 марта 2020 года, отменили из-за эпидемии коронавируса. Бернд Штадльвизер, генеральный директор швейцарской группы MCH, организующей Art Basel в Базеле, в Гонконге и в Майами, заявил, что не видит «другого решения, кроме как отменить ярмарку», проводящуюся в Гонконге с 2013 года.
Но какое дело часовщикам до современного искусства? Уж их-то искусство настолько традиционно, что Швейцария даже подала заявку в ЮНЕСКО, чтобы его поскорее взяли под защиту. Объект охраны — часовое мастерство и его значение для мирового наследия. Велика вероятность, что «живой традицией» признают все часовые гнезда швейцарских кукушек. Но надо было вовремя убедить кукушек не класть яйца в одну китайскую корзину.
Соблазн был слишком велик — по данным экспертов из Федерации швейцарских часовщиков, экспорт швейцарских часов в Китай с 2000 по 2018 год вырос с 45 млн швейцарских франков до 1,717 млрд. Это почти 10% от общей суммы экспорта (21,1 млрд). Как повлияет китайская эпидемия на часовщиков, мы узнаем не раньше 2021 года, но уже сейчас очевидно, что удар будет сильным. Отмена салона в Гонконге — предвестник потрясений в центре часовой Европы, в Швейцарии. Группа MCH живет не только артом, это владелец главной часовой ярмарки мира — знаменитой Baselworld. Ее управляющий директор Мишель Лорис-Меликофф пока уверяет, что опасности нет. Он надеется, что ситуация к маю нормализуется: «Главная неизвестная — эволюция эпидемии. Мы мониторим ситуацию вместе с властями. До сегодняшнего дня никакая конференция или салон, предусмотренные в те же даты, что и Baselworld 2020, не поставлены под сомнение, ничего еще не отменено». На самом же деле жертвой вируса уже стал один салон, пусть даже Мишель Лорис-Меликофф не должен питать к нему особой симпатии. Гонконг далеко, а швейцарский часовой гигант Swatch Group уже решил в связи с эпидемией не проводить свое собственное мероприятие, Time to Move, которое должно было состояться в Цюрихе 4–6 марта 2020 года. Часовые обозреватели вспоминают, как обезлюдел Baselworld в 2003 году, когда Европа боялась азиатской атипичной пневмонии, SARS. Опасность лишиться китайских посетителей, которые в 2019 году составили 20% из побывавших в Базеле 81,2 тыс. гостей, стала вполне реальной.
Сомнения в связи с вирусом могут появиться не только у посетителей, но и у марок—участников часовых салонов. Неприятной новостью стало решение Bvlgari пропустить ярмарку этого года. Римляне объяснили, что не могут рисковать в ситуации, когда не летают самолеты, а на границах карантины. С одной стороны, логично, с другой — похоже на прямое давление на руководство группы MCH. «Основными критериями продолжения участия в часовых ярмарках станут сроки, а также затраты, на сегодня они не соответствуют коммерческим требованиям и уровню отдачи от инвестиций»,— прокомментировал решение глава Bvlgari Жан-Кристоф Бабен. Его коллеги по группе LVMH — TAG Heuer, Hublot и Zenith — однако, останутся в этом году в Базеле.
Очевидно, что Baselworld 2020 года станет решающим. Впрочем, его руководители надеются, что на место ушедших марок придут новые и ярмарка, существующая уже более 100 лет, выживет. Что же касается китайцев, временные трудности приучат европейцев больше рассчитывать на самих себя. В этом смысле мне симпатична позиция выдающейся марки Patek Philippe. Ее глава Тьерри Стерн не раз говорил мне, что уповать только на Азию близоруко, там можно продать все и ничего не оставить себе.
Недаром важным дополнением Базеля станет стенд аукционного дома Phillips, который вместе с экспертами Bacs & Russo сделался за последние годы одним из главных поставщиков часовых новостей. Неутомимый Орель Бакс делает все для того, чтобы растущий рынок «часов из вторых рук» получил идейного лидера. Ведь ни для кого не секрет, что часовые марки решили не оставлять и этот сегмент рынка любителям и начали развивать собственные отделы СРО (Certified Pre-Owned Garantie). Если швейцарские часовщики станут меньше продавать новых часов в Китай, у них появится больше времени заботиться о старых часах, старых рынках и старых друзьях.