ЛУКОЙЛУ предлагают побороться за Тюлений
Минприроды готово дать компании участки на Каспии только через аукцион
ЛУКОЙЛ, который ограничен в доступе к российскому шельфу, не сможет получить без конкурса три неразведанных участка на шельфе Каспийского моря, о чем основной владелец компании Вагит Алекперов в январе просил Владимира Путина. Глава Минприроды Дмитрий Кобылкин, которому президент РФ поручил проработать запрос ЛУКОЙЛа, не стал брать на себя такую ответственность, ссылаясь на не вполне урегулированный правовой статус Каспия. Вместо этого министр предложил провести открытый аукцион, условия которого учитывали бы уже созданную ЛУКОЙЛом инфраструктуру в регионе, что делает компанию фактически единственным претендентом.
Глава Минприроды Дмитрий Кобылкин направил президенту Владимиру Путину ответ на его поручение проработать вопрос о предоставлении ЛУКОЙЛу трех участков — Тюлений-1, Тюлений-2, Тюлений-3 — в Каспийском море. Об их передаче в середине января попросил глава компании Вагит Алекперов на фоне дефицита запасов у дочерней структуры ЛУКОЙЛа ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» (см. “Ъ” от 28 января). В своем письме от 11 февраля господин Кобылкин отметил, что Минприроды поддерживает предложение ЛУКОЙЛа о необходимости развития сырьевой базы на Северном Каспии, где «уже создана уникальная инфраструктура по морской добыче и транспортировке углеводородов». Но в то же время министр указывает на неопределенность правового статуса Каспийского моря: подписанная в 2018 году конвенция о статусе водоема ратифицирована еще не всеми сторонами.
Вагит Алекперов предлагал выдать ЛУКОЙЛу эти участки по заявительному механизму, который предполагает, что после обращения недропользователя Минприроды может лицензировать желаемую площадь и предоставить ее для геологического изучения без торгов при условии, если на такие участки нет других претендентов. ЛУКОЙЛ фактически является единственным крупным недропользователем российской части Каспия. Компания открыла в регионе десять месторождений и уже ввела два из них — имени Корчагина и имени Филановского,— доведя там добычу нефти до 7 млн тонн в год и вложив в целом около 380 млрд руб.
Вагит Алекперов, глава ЛУКОЙЛа, в интервью “Ъ” 25 декабря 2019 года
ЛУКОЙЛ сегодня, наверное, единственная компания, которая как оператор реально ведет и геологоразведку, и добычу на российском шельфе. Это Каспий и Балтика, то есть те регионы, где нам разрешено работать российским законом
Однако, пишет Дмитрий Кобылкин, такой подход «может быть расценен иными органами государственной власти и участниками рынка как преждевременный и недостаточно обоснованный». Вместо этого министр предложил выставить участки Тюлений-1, Тюлений-2, Тюлений-3 на аукцион, «в условиях которого будут предусмотрены конкретные требования по наличию у недропользователя и дальнейшему развитию добычной и транспортной инфраструктуры региона». Такая формулировка условий сделала бы ЛУКОЙЛ явным фаворитом аукциона. В случае поддержки президентом РФ этого предложения министр попросил поручить Роснедрам организацию торгов на указанных в письме условиях. В ЛУКОЙЛе и Минприроды ситуацию комментировать не стали.
«Позицию ведомства можно назвать осторожной, и это можно понять,— говорит партнер и руководитель практики по проектам в энергетике Vegas Lex Евгений Родин.— Дело в том, что заявительный порядок предоставления права на разработку недр, который регулируется приказом Минприроды №583, применяется в бесспорных случаях, а ситуацию с Каспийским морем вряд ли можно назвать бесспорной». Юрист напоминает, что конвенция о статусе Каспия была подписана государствами региона в августе 2018 года и еще не всеми из них ратифицирована. «В этой связи нежелание Минприроды применять упрощенный порядок предоставления прав на использование недр на каспийском шельфе вполне понятно, но ведомство не ограничивает возможность проведения конкурса»,— отмечает он.
Юрист адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Никита Яворович полагает, что в целом у ЛУКОЙЛа юридически немного оснований претендовать на эти участки. «В отсутствие нормативного регулирования освоения шельфа Каспийского моря должны применяться общие правила: соответствующие объекты должны быть отнесены к участкам недр федерального значения, если мы говорим о континентальном шельфе дна Каспийского моря»,— отмечает юрист. Он напоминает, что по действующему законодательству разрабатывать шельфовые участки могут только госкомпании, к которым ЛУКОЙЛ не относится.