Концепция бюджетного пинка
Минэкономики ожидает максимум эффекта от новых соцрасходов в 2020 году
Поправки к закону о бюджете на 2020–2022 годы сопровождаются скорректированным прогнозом Минэкономики до 2024 года. Основные изменения в сравнении с последней версией — переоценка роста ВВП на 2020 год, обусловленная, исходя из имеющихся данных, почти исключительно ростом прогноза инвестиций. Ожидания правительством промпроизводства и инвестиций на 2020 год несколько ухудшены, рост соцрасходов этого года предсказуемо увеличивает ожидания оборота розницы и реальных располагаемых доходов населения. Практически все эффекты бюджетных корректировок, что выглядит нестандартно, исчерпываются 2020 годом — на 2021–2024 годы они, по оценкам экономистов Минэкономики, влияния не окажут.
Бюджетный прогноз экономического ведомства стандартно прилагается к поправкам к текущему бюджету. В феврале 2020 года коррекция была так или иначе неизбежна: расходы бюджета на 2020 год, согласно изменениям в нем, относительно несущественны (допрасходы в 0,1% ВВП), на 2021 год они уже достаточно чувствительны (0,4% ВВП), как и на 2022 год (более 0,5% ВВП). К тому же коррекция отдельных направлений расходов, очевидно, должна привести к изменению ряда параметров из-за смещения структуры трат, в значительной степени в сторону потребления и отчасти — инвестиций: средства материнского капитала в основном уходят на строительный рынок через ипотеку.
Впрочем, как демонстрируют обнародованные «Интерфаксом» цифры Минэкономики (они частично подтверждаются документами Минфина, имеющимися в распоряжении “Ъ”), экономическое ведомство сейчас рассматривает изменения в федеральном бюджете как события, которые повлияют исключительно на экономическую динамику 2020 года — коррекция практически не затрагивает оценки 2021–2024 годов, несмотря на то что пик дополнительных расходов приходится именно на 2024 год.
В случае с инвестициями в бюджете это легко объяснимо — судя по всему, принципиальных изменений в федеральной программе инфраструктурных инвестиций, имеющей статус нацпроекта, поправки вносить не будут.
Речь, очевидно, идет исключительно о воздействии на показатели валовых инвестиций переноса с 2019 года части непотраченных средств, не слишком крупных (в пределах 150–200 млрд руб.). Кроме того, в прогнозе Минэкономики явно не учитываются намерения Минфина расходовать часть Фонда национального благосостояния на инфраструктурные проекты — пока неизвестны планы на 2020 год («безынфляционный» порог инвестиций оценивается ведомством в 300 млрд руб. в год, однако ранее, до объявления о новых соцрасходах и сделке с ЦБ по Сбербанку, министр финансов Антон Силуанов говорил о намерении тратить в первый год этой программы не более 100 млрд — приходится ли первый год на 2020 или на 2021 год, не объявлено), но цифры инвестиций 2021–2024 годов неизменны в сравнении с сентябрьской версией прогноза, в которых никакого триллиона из ФНБ еще не инвестировалось. Цифры по инвестициям-2020 снижены Минэкономики — с 5% до 4,9% ВВП.
Те же изменения — в оценках Минэкономики промышленного производства. Ранее его прирост оценивался на 2020 год в 2,4%, сейчас — в 2,3%. С одной стороны, это может отражать ухудшение ожиданий от спроса в мировой экономике по итогам китайского «коронавирусного» мини-кризиса, с другой стороны — главным изменением в платежном балансе экономическое ведомство видит прирост экспорта на $8–11 млрд в год и сопоставимый прирост импорта в схожих масштабах. Если эти оценки на 2020 год вполне резонны в силу изменения курсовых ожиданий (см. «Мониторинг»), то на 2021–2024 годы оценки курса рубля в сравнении со старой версией прогноза не изменились, кроме минимального отклонения (укрепление курса) в 2023 году.
В оценках Минэкономики изменяется и динамика розничного товарооборота. Ранее считалось, что пик снижения темпов роста этого показателя — это значимое событие 2020 года (0,6% прироста в 2020 году после 1,6% в 2019-м, он должен смениться в 2021 году ростом в 2,2%), в новом прогнозе дополнительные соцрасходы сгладят изменения в кривой — розница вырастет на 1,3%, что все равно ниже 2019 года. Оценки динамики реальных зарплат (напомним, инфляционные прогнозы в бюджете не корректировались) чуть улучшены на 2020 год (2,4% против 2,3%) и чуть ухудшены на 2021 год (2,2% против 2,3%). Наконец, реальные располагаемые доходы населения под воздействием роста соцрасходов, считает Минэкономики, изменятся сильнее — они вырастут на 1,9%, ранее планировался рост на 1,4%. Парадоксально, но явно еще более увеличивающиеся соцрасходы в 2021–2024 годах ни к чему подобному, согласно этому прогнозу, не приведут — или же Минэкономики учло в нем неизвестный фактор, снижающий внутренний спрос со стороны домохозяйств, причем это не рост нормы сбережений. Крупным изменением прогноза является более быстрое снижение показателей бедности к 2024 году, что, впрочем, также будет, по этим оценкам, влиять на макропоказатели только в этом году.