Госзаказ на гильотине
Минфин подготовил второй пакет поправок к закону о госзакупках
Минфин опубликовал оптимизационный пакет поправок к закону о госзакупках. Проект содержит обещанные меры по защите от срыва закупок и недобросовестных жалобщиков (введение предквалификации), учтены требования о введении ответственности для банков за нарушения при блокировках средств. Способы конкурентных закупок предлагается сократить с 11 до 3. При этом министерство предлагает унифицировать общие для них процедуры — де-факто конкурентные закупки будут подвергнуты «регуляторной гильотине».
Минфин подготовил второй пакет поправок к ФЗ-44 о госзакупках, призванный упростить с 1 января 2021 года процедуры госзаказа,— подготовленный в соответствии с президентским поручением законопроект находится на согласовании в ФАС и Федеральном казначействе и должен быть опубликован для общественного обсуждения уже сегодня.
Планировалось, что проект поступит в Госдуму осенью 2019 года, однако процесс согласования затянулся, сообщал в декабре замминистра финансов Алексей Лавров. Напомним, реформа закупочной деятельности проводится в два этапа: первый проект поправок к ФЗ-44 содержал «быстрые изменения», необходимые для реализации нацпроектов, и был принят весной 2019 года — на втором этапе закон о госзаказе предлагалось существенно сократить и упростить.
В частности, документом предлагается сократить способы конкурентных закупок с 11 до 3 (конкурс, аукцион, запрос котировок) — для них же унифицированы и требования к содержанию извещений, закупочной документации, срокам их размещения и к составу заявок, предусмотрены единые процедуры признания торгов несостоявшимися.
Сам закон при этом может существенно сократиться. Так, число параграфов по конкурентным закупкам сокращено с шести до трех. «Сокращение текста про конкурентные закупки — по сути аналог регуляторной гильотины»,— пояснили “Ъ” в Минфине. Исключаются избыточные и дублирующие положения, текст процедур излагается так, чтобы «исключить существующие нестыковки и коллизии» и без создания ущерба для конкуренции или участия в закупках, отмечают в ведомстве.
Для защиты от недобросовестных поставщиков проект вводит универсальную предквалификацию — для участия закупках свыше 20 млн руб. поставщик должен иметь опыт исполнения контракта по госзаказу на сумму в 20% от планируемой закупки. Аналогичные условия будут предъявляться и при подаче жалоб на закупки, что должно защитить контракты от «профессиональных» жалобщиков. Порог же закупок в 20 млн руб. установлен с учетом интересов малого бизнеса, отмечают в министерстве, он синхронизирован с потолком закупок, проводимых только у субъектов МСП, что обеспечивает им возможность приобрести опыт и начальную репутацию для последующего участия в более крупных закупках.
В законопроект погружены и положения о внедрении в Единую информационную систему (ЕИС) в сфере закупок электронного актирования, то есть «замыкание» в ЕИС всего цикла госзаказа — от планирования до приемки результатов закупок. Функционал уже доступен заказчикам и поставщикам с нынешнего года, однако обязательный переход к электронному актированию был запланирован на декабрь 2020 года (см. “Ъ” от 20 декабря 2019 года). Это должно исключить серые зоны, возникающие после заключения контракта.
Впрочем, все эти инициативы были запланированы давно и не вызывали дискуссий — тогда как согласования с Банком России требовал, например, вопрос ужесточения ответственности за нарушения при работе с госзакупками для банков. Проектом они включены в число субъектов контрактной системы, что позволит их сделать ответственными за несвоевременное блокирование средств на спецсчетах.
Отдельные нововведения касаются закупок по строительным работам: авторы предлагают ввести в ФЗ-44 понятие контракта «под ключ» — возможности одновременно закупать разные виды строительных работ (от проектной документации до строительства и реконструкции).
Инициативы позволят не только сэкономить время заказчика, но и повысят ответственность головного исполнителя, указывают в Минфине — такая возможность уже предусмотрена для закупок по нацпроектам (см. “Ъ” от 24 января).