Смотри — не хочу
Валерия Лебедева о том, как рост рынка онлайн-кинотеатров может сыграть на руку пиратам
Онлайн-кинотеатры, много лет успешно переманивавшие зрителей у пиратских сервисов, оказались на грани разворота в обратном направлении. Если на заре рынка зрители за рубежом платили только за Netflix, который позволял найти весь интересный контент сразу, сэкономив на кабельном ТВ, то сейчас, чтобы не испытывать FOMO-синдром (навязчивая боязнь пропустить интересное событие) по поводу популярных сериалов, нужно заплатить сразу за несколько подписок. Так, за «Игру престолов» деньги собирает HBO (в России его представляет «Амедиатека»), за «Карточный домик» и «Очень странные дела» — Netflix, за «Рассказ служанки» — Hulu (в России — More.TV), за «Дрянь» — Amazon и так далее. Сервисов становится все больше: недавно на рынок вышли Apple TV+ и Disney+, в этом году NBCUniversal запустит свой сервис, также появится HBO Max от WarnerMedia.
Но когда эксклюзивный контент распределяется по большому количеству сервисов по слишком высокой цене, уровень пиратства начинает расти, предупреждает Vice, ссылаясь на опрос 1,5 тыс. человек, проведенный британским ресурсом Broadband Genie.
Лишь 18% посетителей сайта признались, что часто или периодически получают доступ к контенту через нелегальные ресурсы. Но вдвое больше, 37%, готовы обратиться к пиратам, если столкнутся со слишком большим числом платных легальных предложений. При этом 67% считают, что и так платят за видеоконтент слишком много.
Причем похоже, что пользователи уже перешли от слов к делу: согласно отчету Sandvine, доля BitTorrent в глобальном трафике возобновила рост после нескольких лет спада.
Российский рынок развивается в том же направлении, что и глобальный: появляется все больше онлайн-платформ, и каждая начинает инвестировать в эксклюзивный контент. Только крупнейший онлайн-кинотеатр ivi говорит о планах вложить в собственные проекты 1 млрд руб. Помимо создания своего контента российские онлайн-кинотеатры покупают эксклюзивные права на высокобюджетные проекты киностудий, чтобы показывать их только у себя,— например, «КиноПоиск» купил такой интернет-эксклюзив на недавний «Союз спасения». Стратегия выглядит логично — чтобы привлечь новых подписчиков, нужно «запереть» эксклюзивы на свою платформу.
Если даже на Западе слишком большое количество таких предложений начало становиться барьером, можно предположить, что отечественные онлайн-кинотеатры рискуют отпугнуть не таких щедрых российских зрителей еще быстрее.
Но выхода из ситуации для них пока не видно: при нынешнем уровне конкуренции участники рынка обречены будут еще какое-то время все больше наращивать инвестиции в эксклюзивный контент, даже рискуя тем самым заодно поднять популярность и пиратским ресурсам.