«Яндекс» раскрыл ноутбуки
Asus начнет предустанавливать российский браузер
«Яндекс» договорился о предустановке своего браузера на ноутбуки второго крупнейшего их поставщика в России Asus. Партнерство нужно «Яндексу», чтобы укрепить долю в поиске на фоне снижения доходов от рекламной сети, считают эксперты. С 1 июля 2021 года предустановка подобных российских сервисов на компьютеры и ноутбуки станет обязательной.
Тайваньский производитель ноутбуков Asus и «Яндекс» договорились, что «Яндекс.Браузер» будет предустановлен на всех новых ноутбуках вендора в России, СНГ, Абхазии и Грузии, сообщил “Ъ” представитель Asus Кирилл Погорелов и подтвердили в «Яндексе». По словам господина Погорелова, первая партия уже поступила в продажу. Всего в ближайший год планируется выпустить около 660 тыс. ноутбуков с браузером «Яндекса». При необходимости пользователь может его удалить.
Asus входит в четверку мировых производителей компьютеров (данные GfK). В России на него приходится более 20% продаж. По оценке «М.Видео—Эльдорадо», Asus занимает второе место в продажах ноутбуков после Lenovo, опережая HP, Acer и Apple. Вместе они занимают 90% рынка, объем которого в 2019 году, по данным ритейлера, составил около 2,4 млн устройств на 90,4 млрд руб. Это меньше на 13% в штуках и 6% в деньгах, чем в 2018 году, хотя средний чек вырос на 8%, до 38 тыс. руб.
Asus — не первый партнер «Яндекса» на рынке ноутбуков. Уже несколько лет его браузер для РФ предустанавливает и Acer, уточнил глава компании в России Дмитрий Кравченко. Lenovo в ближайшее время не планирует передустанавливать на ноутбуки и компьютеры сторонние сервисы, сообщил гендиректор ее российского представительства Александр Катаев.
Пока в России не вступил в силу закон об установке отечественных программ, предустановка «Яндекс.Браузера» происходит на коммерческой основе, поясняет аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «Договоренности с Asus позволят "Яндексу" сохранить доминирующую долю в поиске на десктопах, но затраты компании на продвижение поиска растут, а доходы от рекламы на собственном сайте и площадках партнеров сокращаются»,— добавил он.
Оценки доли «Яндекса» в поиске разнятся. По данным сервиса Statcounter, доля компании в поиске на компьютерах в России в январе 2020 года составила 47,6%, Google — 48,2%. «Яндекс.Радар» дает другие цифры: 68,7% и 25,95% соответственно. По итогам 2019 года общая выручка «Яндекса» от продаж интернет-рекламы увеличилась на 16%, до 34,3 млрд руб., а выручка от продаж рекламы на сайтах рекламной сети снизилась на 5%, до 6,7 млрд руб., следует из годового отчета компании.
На продажи устройств предустановленные сервисы серьезно не влияют: если пользователю нужны конкретные приложения, он сам их установит, считает глава направления «Ноутбуки и ПК» «Марвел-Дистрибуции» Андрей Латышев. Поэтому в отсутствие выплат разработчика для производителей коммерчески обоснованной необходимости устанавливать сервисы нет, утверждает он: как правило, это лишние затраты, увеличение сроков производства и штата сотрудников.
Закон об обязательной предустановке отечественных приложений на смартфоны, компьютеры и Smart TV вступит в силу в РФ c 1 июля 2020 года. Предполагается, что отношения в его рамках будут строиться на основании гражданско-правового договора, то есть смогут оставаться коммерческими. Федеральная антимонопольная служба подготовила проект постановления правительства, по которому российские поиск, карты и антивирус, а также аудиовизуальные сервисы на компьютерах и Smart TV должны появиться уже с 1 июля 2021 года, а не с 1 июля 2022-го, как обсуждалось раньше, сообщал “Ъ” 14 февраля. Также к приложениям для предварительной установки предлагается ввести требование о популярности, в соответствии с которым у них должно быть не менее 100 тыс. скачиваний и не менее 100 тыс. уникальных пользователей в месяц.