Алкоголь потек из социальных сетей
На площадки пришлось более 70% предложений о продаже спиртного онлайн
Социальные сети стали самым популярным каналом круглосуточной дистанционной продажи алкоголя. На площадки, включая «ВКонтакте», Facebook и Instagram, пришлось более 70% из 12 тыс. объявлений, появившихся в интернете за последние три месяца. Сокращение нелегальной торговли начнется после легализации онлайн-продаж алкоголя с приходом крупных компаний, уверены участники рынка.
Наибольшее количество сообщений о круглосуточной дистанционной продаже алкоголя публикуется в социальных сетях. К такому выводу пришла АНО «Центр мониторинга оборота алкогольной продукции в сети "Интернет"» (ЦМАПИ), созданная по инициативе депутата Госдумы от «Единой России» Виктора Зубарева. Центр проводил анализ рынка незаконной онлайн-торговли спиртным с 1 ноября 2019-го по 1 февраля 2020 года. Результаты исследования есть у “Ъ”. Документ также был направлен в Роскомнадзор и Росалкогольрегулирование (РАР). Всего АНО обнаружила 12 тыс. сообщений, 72% которых пришлось на социальные сети. Около 6 тыс. объявлений появилось в группах по продаже и доставке на руки алкоголя ночью во «ВКонтакте». На Facebook, «Одноклассники» и Instagram пришлось 980, 860 и 677 сообщений соответственно.
Помимо социальных сетей популярным инструментом для публикаций предложений о доставке спиртного стали мессенджеры.
На их долю пришлось 21% выявленных сообщений, больше всего — 2,5 тыс. — распространялось через WhatsApp. Остальная доля объявлений пришлась на блоги, форумы и т. п. Для реализации алкоголя используются такие схемы, как доставка в составе подарочных корзин, букетов, в дополнение к мелким товарам (зажигалки, магниты и др.) в качестве подарков. Кроме этого, распространена услуга «алкоголь в аренду», в рамках которой предполагается заключение договора передачи спиртного на определенный срок с внесением залога.
В пресс-службах «ВКонтакте» и «Одноклассников» заверили, что обе социальные сети отслеживают информационное поле, удаляют публикации о незаконной онлайн-продаже алкоголя и блокируют соответствующие сообщества и профили. Но, как отмечает директор ЦМАПИ Сергей Брода, блокировка чаще всего не становится для продавцов серьезным препятствием: открывается новый сайт, сообщество или предложение в мессенджерах поступает с другого номера. Партнер КА Pen & Paper Екатерина Тягай указывает, что ответственность за размещение сообщений о дистанционной торговле спиртным грозит конкретному рекламораспространителю, владельцу страницы, профиля или блога, на которых они публикуются. В Роскомнадзоре сообщили, что исследование пока не получали. В РАР заявили, что самостоятельно отслеживают сообщения о продаже в интернете: в 2019 году меры были применены в отношении 3,9 тыс. сайтов.
Легализация дистанционной торговли алкоголем обсуждается в России несколько лет.
По разработанному Минфином законопроекту продажа спиртного в интернете может быть легальной, если созданный для этого сайт будет включен в специальный реестр в доменной зоне egais.ru. В ряде стран дистанционная торговля алкоголем уже давно разрешена, напоминает директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. По его данным, на западных рынках на онлайн приходится около 15% от всего объема продаж спиртного. Против легализации всегда выступал Минздрав, который опасался роста потребления спиртного. Вадим Дробиз надеется, что позиция Минздрава может измениться с назначением нового министра. В этом году главой Минздрава вместо Вероники Скворцовой стал Михаил Мурашко. В Минздраве на вопросы “Ъ” не ответили.
По оценке AB InBev Efes (пиво Bud), первоначально на долю онлайн-канала будет приходиться до 2% от общих продаж, но в компании готовы инвестировать в его развитие. При этом канал уже не будет таким привлекательным для незаконных распространителей, когда у легальных операторов будет стимул бороться за долю на этом рынке, отмечают в «Ладога Дистрибьюшен» (водка «Царская»). Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов добавляет, что легализация онлайн-торговли спиртным также приведет к увеличению объемов реализации сопутствующей продукции — соков, снеков и пр.