Цена вопроса
Руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов — о ценообразовании палладия
Дефицит палладия на мировом рынке уже составил 1 млн унций в 2019 году, или около 10% потребления. По оценке Johnson Matthey, за прошлый год объем потребления палладия в каталитическом конвертере автомобилей в среднем вырос на 14%.
Большинство автоконцернов планируют переход на замеры по выхлопным газам со стендовых испытаний на испытания в реальных условиях движения (real driving emissions), что приведет к дальнейшему росту спроса на палладий в автомобильной промышленности. И хотя цены на палладий уже достигли рекордных $2,8 тыс. за унцию, крупные автомобильные компании просто не заинтересованы в изменении технологии, при которой в бензиновых двигателях используется палладий.
По разным оценкам, технологически возможно заместить платиной 50–70% палладия, используемого в бензиновых двигателях, но для этого необходимо менять характеристики каталитического конвертера. Работы в области НИОКР с дальнейшим внедрением в производственную цепочку, а также проведение испытаний достаточно дороги и могут занять 18–24 месяца.
В среднем автомобиль с бензиновым двигателем потребляет 5 г палладия, что при текущих ценах составляет около $400. В среднем на себестоимость автомобиля (запчасти и НИОКР) приходится около 75% от цены его продажи. Если оценивать грубо, при стоимости автомобиля $20 тыс. замена половины палладия на платину в конвертере может дать экономию около $100, то есть 0,5%.
И мы не совсем согласны с позицией ABN Amro, в соответствии с которой производители палладия не захотят инвестировать в долгосрочные проекты по добыче этого металла на фоне роста продаж электромобилей.
Развитие электромобилей идет скорее по пути эволюции, а не революции. Есть много ограничений, в том числе в области технологии аккумуляторных батарей. По оценкам ряда экспертов, к 2025 году доля электромобилей будет составлять 3–5% от общего числа производимых в мире автомобилей, и об их серьезном проникновении на рынок можно говорить лишь на горизонте 2035–2040 годов. Таким образом, производители палладия вряд ли увязывают свои проекты с динамикой производства электромобилей.
В этих условиях российские производители закономерно планируют в ближайшее время увеличить выпуск палладия. Так, «Норникель» рассчитывает в 2024 году запустить проект «Арктик Палладий», который увеличит долю России на мировом рынке платиноидов более чем до 50%. Уже сейчас продажи палладия формируют более 40% выручки «Норникеля». Другой крупнейший производитель палладия — ЮАР, но о новых крупных проектах в области платиноидов в этой стране пока не сообщалось. Геология на действующих месторождениях в ЮАР достаточно сложная, глубина шахт составляет 2,5–3 тыс. метров.
Мы ожидаем стабилизацию цен на палладий на текущих уровнях в краткосрочной перспективе с возможностью дальнейшего роста во втором полугодии. У «Норникеля» есть запасы в фонде, но они составляют около 1–1,5 млн унций, это 9–12% от мирового потребления. Возможности компаний по управлению ценой достаточно ограничены. Запасы в палладиевых ETF также остаются близки к историческим минимумам. На наш взгляд, несмотря на резкий рост стоимости, цена на палладий будет определяться реальным спросом и предложением, а спекулятивная рыночная составляющая сейчас не столь велика.