Удостоверение волеизъявления
“Ъ” узнал, что может помешать признать итоги общероссийского голосования по изменениям Основного закона
Как стало известно “Ъ”, в законопроект о поправках к Конституции может быть вписана норма об условиях непризнания итогов общероссийского голосования по этим поправкам: это может произойти, если допущенные при голосовании нарушения не позволят с достоверностью определить результаты. При этом источники “Ъ” заявляют, что пока в администрации президента нет планов установить какую-либо ответственность за возможные фальсификации при голосовании: там полагают, что их не будет, поскольку нет сторон, заинтересованных в фальсификации. Сопредседатель рабочей группы по подготовке изменений в Конституцию Павел Крашенинников сказал “Ъ”, что вопрос об ответственности за возможные фальсификации еще будет обсуждаться с Центризбиркомом.
В законопроекте президента об изменении Конституции ко второму чтению будет оговорена возможность непризнания итогов общероссийского голосования по поправкам, сообщил “Ъ” источник, близкий к Кремлю. Напомним, законопроект помимо самих поправок будет описывать также процедуру голосования за них. Поддержка поправок общероссийским голосованием станет условием их вступления в силу.
По словам источника “Ъ”, в законопроект предполагается включить пункт о том, что, если допущенные при голосовании нарушения не позволят с достоверностью определить результаты волеизъявления участников, итоги голосования будут признаны недействительными.
Такая норма содержится в законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Но общероссийское голосование не регулируется законами о выборах или референдуме, поэтому и вопросы нарушений в ходе голосования и наказаний за них никак не регламентированы. Центризбирком будет ориентироваться на информацию с избирательных участков и жалобы наблюдателей, поясняет собеседник “Ъ”. Глава ЦИКа Элла Памфилова заявила ранее в интервью “Ъ”, что рассчитывает на процедуру наблюдения за голосованием, аналогичную той, которая есть в законе о выборах президента: «Надеюсь, процедура наблюдения будет аналогична той, которая есть в президентском законе, без лишних барьеров, благожелательная и доступная для наблюдателя. Мы заинтересованы в максимальном наблюдении и обеспечении его прозрачности». Собеседник “Ъ” в АП также заявил, что процедура голосования будет регламентирована максимально близко к требованиям закона о выборах президента, несмотря на существенные отличия предстоящего голосования от выборов главы государства.
При этом сопредседатель рабочей группы по подготовке поправок к Конституции Павел Крашенинников в понедельник сказал “Ъ”, что ответственность за возможные фальсификации в ходе общероссийского голосования действительно пока не предусмотрена, но вскоре он планирует обсудить этот вопрос с представителями ЦИКа.
Ряд источников “Ъ”, близких к администрации президента, считают, что протестного голосования не будет и те, кто придет на участки, скорее всего поддержат конституционные поправки. «Это же не выборы»,— говорит один из собеседников “Ъ”. Другой ссылается на социологические замеры, которые, по его словам, говорят о поддержке предлагаемых изменений. Ранее “Ъ” сообщал, что на специальном семинаре для вице-губернаторов и глав региональных избиркомов в конце прошлой недели участникам сообщили, что идеальным результатом голосования могли бы быть 70% поддержки поправок при явке 60%, а желательным — явка более 50%. В понедельник собеседник “Ъ”, близкий к АП, заявил, что, если явка окажется менее 45%, в отношении региональных чиновников могут последовать оргвыводы. Другой источник “Ъ” предположил, что в процедурную часть законопроекта может быть внесено требование поддержки поправок на уровне более 50% от проголосовавших — при меньшем результате поправки поддержанными считаться не будут.
Итоги голосования будут юридически значимыми, поэтому вызывает обеспокоенность отсутствие административной и уголовной ответственности за возможные нарушения во время голосования, отмечает сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц. Господин Мельконьянц опасается злоупотреблений административным ресурсом в ходе агитационной кампании, давления на зависимые от государства группы граждан и фальсификаций в день голосования. Под большим вопросом и возможность судебного оспаривания результатов. Эксперт считает, что результаты голосования рискуют быть дискредитированными процедурой.
Разработчиков процедуры голосования не волнует ответственность за возможные нарушения, поскольку, с их точки зрения, нет заинтересованных сторон, которые могли бы опротестовать его итоги: ни парламентская оппозиция, ни несистемная пока не демонстрировали таких намерений, поясняет политолог Алексей Макаркин. Он напоминает, что голосование носит «факультативный характер»: «У него не правовая задача, а политическая — подкрепить изменения поддержкой народа».
Президентский законопроект о поправках был внесен в Госдуму 20 января и 23 января принят в первом чтении. Совет Думы в понедельник продлил сроки принятия изменений ко второму чтению законопроекта до 2 марта. Ранее информированные собеседники “Ъ” давали понять, что отсрочка второго чтения и продление обсуждений в рабочей группе связаны в том числе и с необходимостью работы над процедурной частью законопроекта, касающейся голосования и порядка вступления поправок в силу.
Как изменится Конституция России
“Ъ” сравнил действующую и предлагаемую версии Основного закона