«Апогеем стала речь Хоакина Феникса»
Воронежские производители и переработчики молока объединяются в союз против критиков
Вчера в Воронежской области был официально создан областной Союз производителей и переработчиков молока — фактически региональное отделение «Союзмолока». Областные власти рассчитывают, что объединение будет работать над преодолением ключевых проблем участников молочного рынка. Сами производители и переработчики назвали основными задачами борьбу со сверхприбылями сетей, пропаганду пользы молока и контроль импорта пальмового масла.
Союз производителей и переработчиков молока Воронежской области фактически был создан вчера на совещании в АО «Племпредприятие “Воронежское”» в Новой Усмани. Для этого в хозяйство съехались 53 представителя компаний-участников областного молочного рынка. Перед началом заседания сидевшие в первых рядах горячо обсуждали будущее объединение. «Когда уже между собой дружить начнем? Они же молоко свое отвозят куда-то, а могли бы нам же и продавать. Я же не за себя, я за родину болею», — делился один из производителей сырья. Другой рассказывал, как убедил своего знакомого в Белгородской области строить именно молочную, а не мясную ферму: «Я его убедил, что молоко всегда будет востребовано. Мы посидели, выпили самогона, он согласился».
Открывая совещание, областной вице-премьер Виктор Логвинов заверил собравшихся: «Союз — дело добровольное. Знаю, что 18 местных предприятий уже дали предварительное согласие. Будем выбирать руководителя». По его словам, создание союза вписывается и в курс губернатора Александра Гусева на организацию общественных объединений, защищающих права бизнеса в различных отраслях.
Затем слово взял гендиректор «Союзмолока» Артем Белов: он стал объяснять аграриям необходимость работы союзов. По его словам, «Союзмолоко» (его председателем правления является глава «Эконивы» Штефан Дюрр) сейчас объединяет компании, производящие около 20% российского молока и перерабатывающие около 40%. «Мы хотели бы, чтобы представленность фермеров была выше, для этого нужны сильные региональные союзы», — заявил господин Белов. Он сообщил, что 2019 год для производителей молока с точки зрения цен был «неплохим», но отметил, что участникам рынка нужно совместно бороться с рядом нерациональных регуляторных инициатив. «Мы посчитали, что реализация всех заявленных сейчас инициатив обойдется молочному рынку в 50 млрд руб. Это означает рост себестоимости сразу на 2-3%. Например, предложенное внедрение маркировки с помощью QR-кодов может решить лишь проблему авторских прав, а не более актуальную — фальсификата. А затраты на нее сопоставимы с совокупной годовой прибылью всех участников рынка — 35 млрд руб.», — пояснил гендиректор «Союзмолока».
Приведя примеры, Артем Белов заявил: «Мы хотим, чтобы воронежский союз подключался к работе по сохранению господдержки на уровне 2019 года, участвовал на региональном уровне в мониторинге цен и выявлении фальсификата, в ликвидации административных барьеров». Среди других целей он обозначил участие регионального союза в реализации механизма «регуляторной гильотины», решении экологических и ветеринарных вопросов, разработку механизма отделения растительных продуктов и товаров с заменителем молочного жира от понятия «молоко». «Нужна и пропаганда пользы молока. Пока мы проигрываем эту войну — люди начали считать, что молоко не полезно. Апогеем стала речь Хоакина Феникса на “Оскаре” о том, что молоко — это не очень хорошо, а над коровами издеваются». По словам господина Белова, необходимо и менять механизм закупок в рамках 44-ФЗ: «Они вызывают наибольшую обеспокоенность в плане фальсификата, потому что в рамках этих закупок ключевой критерий — цена, а не качественные характеристики».
Виктор Логвинов, в свою очередь, напомнил собравшимся о несовершенстве статистики, из-за которой товаропроизводители могут недополучать субсидии: «Воронежская область по отчетности в 2019 году произвела около 982 тыс. т молока, а соседняя Ростовская — 1,1 млн т. Но на сельхозпредприятия у нас приходится 742 тыс. т, а у них — только 130 тыс. т, остальное же — спорный показатель, записанный на личные хозяйства. А ведь Минсельхоз делит субсидии на всех».
Присутствовавшие участники рынка, впрочем, призвали обратить внимание и на другие проблемы, в частности на рост себестоимости (24 руб. при цене продажи 28 руб.). Гендиректор ООО УК «Дон-Агро» Иван Алейник призвал господина Белова отслеживать, «сколько в прошлом году было ввезено в Россию пальмового масла». Тот парировал, что в молочную отрасль попадает лишь 15% от общего объема импортированного пальмового масла. Бутурлиновский бизнесмен Александр Евстратов подчеркнул, что для снижения себестоимости производства молока необходим анализ, который можно провести именно с помощью регионального союза. «Нужно четко показать узкие места, — согласился Артем Белов. — Для этого нужно показывать профильным ведомствам цифры и перспективы».
Руководитель сельхозпредприятия ООО «Дон» Сергей Караваев поделился с собравшимися впечатлениями от своего визита в «Союзмолоко» и отметил, что региональный аналог может быть полезен «и нам самим, и нашим властям». «Я немного готовился», — пояснил он и продемонстрировал презентацию с целями будущего регионального союза. После этого Виктор Логвинов предложил избрать господина Караваева председателем. Его кандидатуру поддержали единогласно. Первое заседание союза намечено на 11 марта.