«Моя бабушка курит трубку»
Что можно узнать о своем ребенке на родительском собрании
Что волнует родителей и учителей учеников пятых классов
Кажется, что родительские собрания в пятых классах уже не нужны. Ведь все понятно заранее — классный руководитель расскажет про внешний вид, который должен соответствовать требованиям, опоздания, которые нужно искоренить, покажет на интерактивной доске график проведения контрольных, ВПР (всероссийских проверочных работ) и напомнит, что пропускать школу больше трех дней можно только по справке от врача. Явка родителей и энтузиазм резко снижаются, ведь пока можно выдохнуть — до ОГЭ и ЕГЭ еще далеко, а прописи и решение «домашки» коллективным родительским разумом уже потеряли жизненно важное значение. Но именно в пятом классе, именно на родительских собраниях можно узнать о своем ребенке то, что и представить-то невозможно. И обнаружить, что классная руководительница или учитель математики знают про твоего ребенка больше, чем ты сам, родитель. Впрочем, в этом смысле многое не меняется не только годами — десятилетиями.
На нашем последнем родительском собрании именно так все и произошло. После официального вступления все расслабились и заговорили о наболевшем.
— Родители, пожалуйста, проверяйте рюкзаки своих детей! Это очень важно! — сказала классная руководительница.— Я бы сказала, жизненно! Они иногда приносят опасные… вещества!
— Сигареты что ли? — пошутил чей-то дедушка.
— Ох, неужели алкоголь? Или наркотики? — ахнула чья-то бабушка. Она произносила слово «алкоголь» с ударением на первый слог.
— «Звездочку»! — учительница возвела глаза к потолку, имея в виду, что это зло почище сигарет, спайсов и прочих ужасов.
— Это еще что за дрянь такая новая? — удивился дедушка.
— Это старая дрянь. Вьетнамский бальзам «Звездочка». Ну ладно он себя мажет, хотя запах стоит такой, что у меня глаза на лоб лезут, так он еще и одноклассников мажет! А если в глаз попадет? — рассказывала классная.
— Так он что, специально? И, кстати, кто у нас такой лекарь? — поинтересовался дедуля.
— Нет, не специально, от всей души. Помочь хочет. Гоняется за одноклассниками, в угол зажимает и мажет. Некоторых, кто не очень быстро бегает, по два раза мажет. Но это опасно! Он всех залечит!
— Это ведь не мой Петя? — осторожно спросил папа Пети.— Что-то я нервничать начинаю.
— Нет, не ваш,— ответила классная руководительница.
— Хорошо. А то очень подходит по описанию. Портфели проверять надо, это правильно. Я у своего из портфеля позавчера Нюсю вытащил. Уже около лифта. Хорошо еще бедная девочка голос подала, звать стала. А так бы Петя унес ее в школу.
— Ну это вообще, конечно. Сестру в рюкзак запихивать! — возмутилась бабуля.
— Зачем сестру? Нюся — наша кошка. Но ей тоже было неприятно,— ответил папа Пети,— уже два дня под диваном сидит, вытащить не можем. Петя и ее лечил.
— Вот, родители, пускаю по рядам наш классный дневник замечаний! Два тома уже, то есть две тетради. Почитайте, полюбопытствуйте.
— А можно краткое содержание? — попросила чья-то мама.
— Можно,— с готовностью ответила учительница,— вот, ваш Максим спит. Посмотрите в дневник — замечания от каждого учителя на каждом уроке. Максим все время спит. На математике, пожалуйста, комментарий: «Опять спит!» Уже на русском мы что читаем? «Максим заразил сном Гошу!»
— Так, может быть, его сонливость в нужное, так сказать, русло направить? Например, на Леву,— с искренней завистью предложила мама Левы, который с первого класса страдает гиперактивностью. Лева так быстро бегал, что у учительницы младших классов, следящей за его передвижениями, голова начинала кружиться и тошнота подступала.
— Пробовала! — объявила учительница.— Я посадила Максима за одну парту с Левой, надеясь, что Лева тоже заразится сном и хоть один урок поспит спокойно. Так нет. Максим теперь тоже бегает.
— А Гоша? — тихо спросила мама Гоши.
— А Гоша так и не выучил таблицу квадратов до двадцати! Вот придет учитель математики, он вам все скажет!
— Простите, пожалуйста, я не понимаю, вот тут написано, что мой Степа принес на физру электрические провода и бил током ребят,— подняла руку мама Степана, очень тихая и всегда исключительно вежливая и тактичная женщина.— Мне очень неловко, я хочу извиниться за поведение сына перед всеми пострадавшими, но как такое… возможно? Я не физик, конечно, но мне кажется, провода должны быть подключены к источнику энергии, чтобы начать вырабатывать ток.
Пока все лихорадочно вспоминали начальный курс физики и кто-то с задней парты начал подсказывать про закон Ома, вдруг на весь класс заорал Гарик Сукачев: «Моя бабушка курит трубку, черный-пречерный табак». Все дружно посмотрели в сторону сумки бабули, которая с ужасом говорила про «алкоголь». Бабушка делала вид, что сумка не ее, а она заучивает времена английского языка по таблице, вывешенной на стене. Дедушка с соседней парты посмотрел на бабушку другими, очень заинтересованными, глазами.
— Вот, очень вовремя! — перекрикивая Сукачева, сказала классная руководительница.— Вот у детей тоже телефоны звонят на уроках. И знаете, что они говорят? Что это вы звоните все время! Просто учиться спокойно не даете! А Даша вообще заявила, что ей соседка звонит и она обязана ответить!
— Это правда,— сказала мама Даши,— у нас соседка — одинокая старушка. Никого нет из близких. Боится, что умрет в одиночестве. И если до меня не дозванивается, то Даше звонит. Иногда случайно. Она же старенькая, видит плохо.
— Хорошо,— сказала учительница,— то есть плохо! Плохо, что Даша не объяснила сразу. Я же ей не поверила!
— Так, дети пока не курят и не злоупотребляют. Можно расходиться, я считаю,— отдал команду дедушка и, кажется, подмигнул бабуле. Та фыркнула, но на всякий случай достала пудреницу и поправила прическу.