Калорийно и воспитательно
«Лунная масленица» в Театре на Малой Бронной
Пьесу для детей «Лунная масленица» написал Павел Пряжко, а Филипп Григорьян поставил ее в Театре на Малой Бронной, уже переехавшем во Дворец на Яузе по причине начала реконструкции основного здания. Получился увлекательный спектакль для семейного просмотра — много волшебства и в меру дидактики. Причем — редкий случай — дидактика предназначена скорее родителям, чем детям, считает Ольга Федянина, побывав на премьере.
Драматург Павел Пряжко, минималист с тягой к абсурдистскому переосмыслению классических литературных мотивов, до сих пор в детском сегменте театра замечен не был, а у режиссера Филиппа Григорьяна, очень любящего комиксно-кислотную эстетику, давным-давно был один очень успешный детский спектакль в «Практике» — «Агата возвращается домой». Но, строго говоря, оба — авторы, безусловно, «для взрослых». Может, кстати, оно и к лучшему: мало что так вредит детской любви к искусству (любому), как художник, точно знающий, «как надо» ставить, писать, рисовать для маленьких. Тем более что «маленькие» в эпоху технологического разрыва между поколениями разбираются во многих вещах быстрее родителей (на премьере спектакля Григорьяна, надо признать, было заметно, что и в литературных сюжетах дети тоже часто ориентируются быстрее). Как бы то ни было, «Лунная масленица» получилась в высшей степени чайлд-френдли. Еще и в том смысле, что поучительная ее часть — а какой детский спектакль обходится без порции дидактики — обращена скорее к родителям, чем к детям. Последние же могут час с лишним развлекаться практически без задних мыслей.
Молодые родители (Дарья Бондаренко и Дмитрий Варшавский), пообещав своим еще не рожденным детям-двойняшкам (Алла Иванцова и Аскар Нигамедзянов) никогда их не бросать, буквально через минуту сообщают, что отправляются на работу. А работа у папы с мамой на Луне, где они добывают «лунный сыр». Для взрослой части публики это первое серьезное испытание: ей «лунный сыр» может казаться глупым абсурдом, и нужно вовремя успеть спросить себя, меньший ли абсурд — городок в табакерке и курочка, несущая золотые яйца. Заодно можно припомнить, что нерожденные детские души — солидный метерлинковский мотив, а луну из сыра делали даже в советских мультиках. Ну а то, что детки разгуливают по стильно-скучной современной квартире уже через пару секунд после того, как изящная мама на пару минут приложит к животу подушку и небрежно скажет: «Я пошла рожать», вызвав первую волну детского смеха в зале, так и времени после Метерлинка сколько прошло — все ускоряется.
Дальше действие будет развиваться параллельно на Земле и на Луне, в сказке появятся волшебные помощники Робот и Гусеница (Лина Веселкина и Олег Кузнецов), волшебные злодеи Темнота и Лунный Жир (Дмитрий Цурский и Максим Шуткин). На Земле обнаружится еще и старый сарай, в нем — изгнанные из стильного серого интерьера квартиры Старинные Часы (Александр Макаров), а также негигиеничные, но страшно обаятельные Пыль (Людмила Хмельницкая, в другом составе — Вера Майорова) и Сырость (Александр Терешко). Детям придется спасать родителей, попавших на Луне в беду, все плохие окажутся в результате непонятыми хорошими или по крайней мере небезнадежными, Лунный Жир добровольно сдастся на кухню, где на нем пожарят масленичный блин, стариков — Часы, Пыль и Сырость — вернут в дом, который по этому случаю снова станет «уютным». Короче, все будет хорошо.
Вся эта вполне традиционная наивность прослоена совсем не по-детски аранжированной трюковой средой, в которой, собственно, заключена большая часть обаяния спектакля. Григорьян, не только режиссер, но и сценограф своих постановок, здесь идет наперекор скверной традиции детского театра, согласно которой волшебство «для маленьких» можно делать как бы не особенно старательно: они же все равно поверят. В «Лунной масленице» симпатичнее всего сочетание забавной условности приема с безусловной серьезностью его технического осуществления. На Луну можно лететь на старом холодильнике, но дымовой хвост у этого холодильника будет как у настоящей ракеты. Дети должны добежать до сарая по двору, погруженному в Темноту. Сама-то Темнота выступает при этом в виде комичной черной фигуры, но атмосферу страшного двора создают и тревожно колышущиеся листья густого кустарника, и видеотени проносящихся где-то невидимых птиц, и отлично подобранный саундтрек, и сложная световая партитура. А художник по костюмам Влада Помиркованая придумала целую коллекцию костюмов, каждый из которых сам по себе является сценическим трюком, от лунных доспехов родителей до смешного пушистого тельца Гусеницы. Короче говоря, в том, что касается волшебства и фокуса, вся постановочная группа исключительно серьезна, и актеры с удовольствием эту основательность волшебной истории обживают.
Строго же дидактическое послание в этом спектакле одно, и обращено оно к современным родителям. Дорогие мама и папа, даже когда вы просто уходите на работу, для ваших детей это такое же расставание, как если бы вы улетали на Луну. Вряд ли вы перестанете уходить на работу, но просто не забывайте об этом.