Росгвардеец просил изменить закон физика
Студент Андрей Баршай приговорен к трем годам условно и освобожден в зале суда
Андрей Баршай, 21-летний физик-отличник из МАИ, приговорен к трем годам условно за то, что толкнул в спину росгвардейца (ч. 1 ст. 318 УК РФ «Применение насилия к представителю власти») на акции протеста 27 июля в Москве. Господин Баршай содержался в СИЗО с октября 2019 года и был освобожден во вторник, 18 февраля, в зале Мещанского суда Москвы. Осужденный — последний из участников так называемого московского дела, связанного с протестными акциями «За честные выборы» в столице летом прошлого года. Член СПЧ Николай Сванидзе и глава проекта «Апология протеста» Алексей Глухов назвали решение «победой». По словам господина Глухова, это «подтверждает, что в деле по ст. 212 УК РФ "Массовые беспорядки", которая легла в основу "московского дела", поставлена точка».
Андрей Баршай провел в СИЗО четыре месяца, а суд рассмотрел его дело за десять часов и освободил из-под стражи
Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ
Мещанский суд Москвы рассмотрел дело Андрея Баршая за два дня. В понедельник, как сообщал “Ъ”, судья Татьяна Изотова допросила потерпевшего росгвардейца Александра Козлова, который «не ожидал удара в бронежилет» от физика 27 июля 2019 года и просил «назначить ему наказание на усмотрение суда».
Во вторник адвокаты Светлана Байтурина и Григорий Червонный просили суд учесть результаты проведенного ранее эксперимента с бронежилетом, аналогичным тому, что был на потерпевшем сотруднике Росгвардии, и допросить его участников. «Вместе с двумя добровольцами мы попытались смоделировать ситуацию, в которой обвиняется Баршай,— объяснял суду свидетель Антон Лапшин.— Мы старались нанести друг другу физический ущерб подобным действием (ударом в спину.— “Ъ”). Каждый из нас по очереди надевал бронежилет. Боли никто не почувствовал, мы не получили никаких травм». Прокурор Юлия Клевцова возражала: «Наличие экипировки не влияет на состав преступления».
Суд допросил свидетеля Сергея Пукалова, оператора телеканала Deutsche Welle, который снимал акцию протеста. «Я шел за двумя нацгвардейцами, Андрей Баршай был слева от меня,— сообщил господин Пукалов.— Когда я подошел к ЦДМ (на улице Рождественка.— “Ъ”), произошла потасовка. Началась она с того, что нацгвардейцы подбежали к сидящим на бордюре людям и начали избивать их дубинками. Я это видел, потому что дубинки были видны над головами. Никто не предупреждал о том, чтобы люди разошлись». Отметим, что допрошенные в понедельник свидетели защиты также поясняли, что «оповещений разойтись не звучало», а свидетели обвинения, напротив, утверждали, что «граждане были проинформированы».
После допроса господина Пукалова Светлана Байтурина попросила суд приобщить к делу видеозаписи эпизода с участием Андрея Баршая в полном объеме, а не только «те полторы секунды», на которых видно, как он толкает Александра Козлова.
Ходатайство госпожа Байтурина заявляла четыре раза, приводя разные доводы в свою пользу, суд их четырежды отклонил. Это вынудило адвокатов подать возражение на работу судьи. «На прошлом судебном заседании и в настоящее время судьей немотивированно снимались вопросы защиты, при этом аналогичные вопросы обвинения суд не снимал,— настаивала Светлана Байтурина.— Суд препятствовал назначению экспертизы и исследованию доказательств. Защита полагает свои сомнения в беспристрастности суда оправданными».
Судья Татьяна Изотова возражения в свой адрес не приняла. Сразу за этим суд приобщил к делу положительные характеристики Андрея Баршая из вуза, свидетельствующие, что он «отличник», характеристики от родителей подсудимого, а также чек о переводе денег в благотворительный фонд «с целью загладить вину перед обществом». Было приобщено и личное письмо Андрея Баршая Александру Козлову, в котором физик «искренне сожалеет» и приносит извинения потерпевшему.
На этапе судебных прений прокурор потребовала для Андрея Баршая 3,5 года реального решения свободы (максимальное наказание по ч. 1 ст. 318 УК РФ — 5 лет колонии). По мнению государственного обвинителя, подсудимый «совершил ряд противоправных умышленных действий против сотрудника, обеспечивающего правопорядок, и вина его полностью доказана».
Сразу после этого, к удивлению зрителей и, вероятно, даже обвинения и суда, потерпевший Александр Козлов взял слово, заявив, что «претензий к обвиняемому нет».
Изменив свое мнение, господин Козлов попросил суд «назначить условное наказание» студенту. Андрей Баршай, смутившись и обрадовавшись, в своем последнем слове снова извинился перед росгвардейцем Козловым и признался: «Мне страшно, тюрьмы у нас ведь не лечат, а калечат».
Приговор был оглашен тремя часами позднее. Судья Татьяна Изотова отметила, что насилие, которое Андрей Баршай применил к Александру Козлову, «следует считать неопасным» для жизни или здоровья правоохранителя, а срок подсудимого «может быть не связан с реальным лишением свободы». «Назначить три года условно и освободить в зале суда»,— резюмировала госпожа Изотова. Зал зааплодировал.
Выходя из здания суда в сопровождении родных и друзей под крики толпы «Баршай!», признанный виновным студент улыбался и благодарил. «Я очень хочу погладить кота»,— сказал он.
Руководитель правозащитного проекта «Апология протеста» Алексей Глухов рассказал “Ъ”, что после решения по делу в отношении Андрея Баршая «212-ю статью можно считать закрытым проектом». Напомним, после акции 27 июля 2019 года Следственный комитет России возбудил по ст. 212 УК РФ уголовное дело о массовых беспорядках. Статья вменялась 13 участникам «московского дела», но позднее участникам стали вменять ст. 318 УК РФ, однако уголовное дело по ст. 212 УК РФ так и не закрыли. «Чем дальше от событий, тем мягче приговор — такова практика и в административных, и в уголовных делах,— рассказал господин Глухов.— Баршай не отрицал факт действия, но отрицал мотив — желание применить насилие, поэтому получил условный срок. Это очень близко к победе, ведь человек имеет возможность выйти из зала суда и пойти домой». Глава комиссии СПЧ по гражданским правам Николай Сванидзе также назвал приговор студенту-физику «победой». «Такие приговоры равны оправданию»,— сказал он.
Светлана Байтурина сообщила “Ъ”, что защита не будет обжаловать приговор, так как существует вероятность, что дело направят на новое рассмотрение. «Это может произойти, если и мы, и представитель обвинения попросим отменить решение суда»,— объяснила позицию госпожа Байтурина.
Фотогалерея
Осужденные за протесты в Москве
Владислав Синица, известный в Twitter под псевдонимом Макс Стеклов, блогер, 30 лет
По версии следствия, после акции 27 июля опубликовал в соцсети сообщение, где фактически призывал к насилию в отношении детей сотрудников правоохранительных органов. 3 сентября 2019 года был признан виновным в экстремизме (п. «а» ч. 2 ст. 282 УК) и приговорен Пресненским судом Москвы к 5 годам колонии общего режима. 4 октября суд оставил апелляционную жалобу защиты Владислава Синицы без удовлетворения
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Иван Подкопаев, безработный, 25 лет
По версии следствия, «распылил агрессивное химическое вещество в лица сотрудников полиции и сотрудников Росгвардии» на акции протеста 27 июля. 3 сентября признан Тверским судом Москвы виновным в применении насилия по отношению к представителю власти (ч. 1 ст. 318 УК) и приговорен к 3 годам колонии общего режима. 9 октября Мосгорсуд смягчил приговор, сократив срок до 2 лет
Фото: Коммерсантъ / Петр Кассин
Данил Беглец, индивидуальный предприниматель, 26 лет
По версии следствия, в ходе акции протеста 27 июля толкнул рукой неустановленного полицейского. Признал вину в применении насилия к представителю власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ). Дело рассматривалось в особом режиме. 3 сентября 2019 года приговорен Тверским судом Москвы к 2 годам колонии общего режима. 7 октября Мосгорсуд отклонил апелляцию защиты и признал законным приговор Данилу Беглецу
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Евгений Коваленко, сотрудник охраны Московской железной дороги, 48 лет
В ходе июльской акции протеста бросил урну в сторону сотрудников Росгвардии. Никто не пострадал. 4 сентября 2019 года приговорен Мещанским судом Москвы к 3,5 годам колонии общего режима за применение насилия к представителю власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ)
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
Кирилл Жуков, машинист, администратор сообщества «Ориентир» в соцсети «Вконтакте», 28 лет
По версии обвинения, «ударил росгвардейца по забралу шлема, тот откинулся головой назад и испытал сильнейшую боль от ремешка шлема, закрепленного на подбородке». 4 сентября приговорен Тверским судом Москвы к 3 годам колонии общего режима за применение насилия к полицейскому (ч. 1 ст. 318 УК РФ)
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Константин Котов, программист, гражданский активист, 34 года
5 сентября 2019 года признан виновным по ст. 212.1 УК РФ (неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга и пр.) и приговорен Тверским судом Москвы к 4 годам колонии общего режима. 24 января 2020 года Владимир Путин поручил проверить законность приговора. 27 января КС вынес определение о необходимости пересмотреть приговор. 2 марта Второй кассационный суд общей юрисдикции поручил Мосгорсуду пересмотреть дело активиста
Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров
Павел Устинов, актер, 23 года
16 сентября 2019 года Тверской суд Москвы признал его виновным в применении насилия, опасного для жизни, в отношении представителя власти (ч. 2 ст. 318 УК РФ) и приговорил к 3,5 годам колонии общего режима. По версии следствия, на акции протеста он при задержании вывихнул плечо сотруднику ОМОНа. Свою вину не признал. 20 сентября Павла отпустили из СИЗО под подписку о невыезде. 30 сентября Мосгорсуд заменил 3,5 года колонии на год условного срока. Защита Павла Устинова намерена обжаловать приговор
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
Егор Жуков, 21 год, студент Высшей школы экономики (ВШЭ), видеоблогер
Задержан 1 августа по обвинению в участии в массовых беспорядках (ч. 2 ст. 212 УК РФ). Арестован 2 августа до 27 сентября. 3 сентября по ходатайству Следственного комитета отправлен под домашний арест. Следователи установили непричастность Егора Жукова к массовым беспорядкам, но предъявили ему новое обвинение — в публичных призывах к экстремистской деятельности (ч. 2 ст. 280 УК РФ). 6 декабря Кунцевский райсуд Москвы признал Егора Жукова виновным и приговорил к 3 годам лишения свободы условно
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Павел Новиков, 32 года, трудоустроен неофициально
Был задержан 29 октября и оставлен под стражей. Обвинялся по ч. 1 ст. 318 УК РФ — дважды ударил полицейского кинолога пластиковой бутылкой. Признал вину. 6 декабря приговорен Тверским судом Москвы к штрафу 120 тыс. руб. и отпущен в зале суда
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
Владимир Емельянов (слева), 27 лет, мерчендайзер
Был задержан 14 октября после обыска, оставлен под стражей. Обвинялся по ч.1 ст. 318 УК РФ. По версии следствия, схватил росгвардейца за жилет и «потянул на себя». Вину не признал. 4 декабря в ходе судебного заседания гособвинитель запросил для Емельянова 4 года колонии. 6 декабря Мещанский суд Москвы приговорил его к 2 годам лишения свободы условно
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
Никита Чирцов (слева), 22 года, программист, предприниматель
Был задержан 27 июля в Москве, но вскоре отпущен. 31 июля Лефортовский суд оштрафовал его на 12 тыс. руб. по статье о нарушении правил проведения акции — ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ. Самого Чирцова в зале суда не было. 28 августа Никита Чирцов был задержан в Минске правоохранительными органами Белоруссии и выслан в Россию, где он был задержан и арестован по обвинению в применении насилия к представителю власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ). 6 декабря Тверской суд Москвы приговорил Никиту Чирцова к году колонии общего режима. 13 апреля Мосгорсуд сократил срок до 11 месяцев, после чего он был отпущен на свободу с учетом нахождения в СИЗО
Фото: Коммерсантъ / Максим Поляков
Егор Лесных (справа), 35 лет, самозанятый, организатор благотворительных акций, зоозащитник
Максим Мартинцов (в центре), 26 лет, инженер-лаборант в строительной компании
14 октября были задержаны после обыска и оставлены под стражей до 14 декабря. Им было предъявлено обвинение в применении насилия группой лиц по отношению к представителю власти (ст. 318 УК РФ). По версии следствия, они повалили росгвардейца на землю. 6 декабря Мещанский райсуд приговорил Лесных к 3 годам колонии, а Мартинцова к 2,5 годам
Фото: Коммерсантъ / Максим Поляков
Александр Мыльников, 32 года, менеджер
15 октября был задержан после обыска, оставлен под домашним арестом до 15 декабря. Вместе с Лесных и Мартинцовым ему было предъявлено обвинение в применении насилия группой лиц по отношению к представителю власти (ст. 318 УК РФ). По версии следствия, они повалили росгвардейца на землю. 6 декабря Мещанский районный суд приговорил Александра Мыльникова к 2 годам условно
Фото: Коммерсантъ / Максим Поляков
Эдуард Малышевский, 47 лет, ремонтник, имеет 4 погашенные судимости
Задержан 27 июля. 29 июля отправлен под административный арест на 14 суток. Повторно задержан 30 августа по обвинению в применении насилия, не опасного для жизни и здоровья, к представителям власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ) и отправлен в СИЗО. 9 декабря Тверской районный суд Москвы приговорил Эдуарда Малышевского к 3 годам колонии
Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров
Сергей Суровцев, 30 лет, IT-специалист
Задержан 28 ноября по обвинению в применении насилия к представителю власти. По версии следствия, ударил сотрудника Росгвардии секцией металлического ограждения. 24 декабря Мещанский суд приговорил Суровцева к 2,5 годам колонии общего режима
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
Самариддин Раджабов, 21 год, рэпер
Задержан 27 июля. 1 августа следствие предъявило ему обвинение в применении насилия к представителям власти. По версии следствия, мужчина бросил пластиковую бутылку с жидкостью в спину росгвардейца. 27 ноября Тверской суд вернул дело Раджабова обратно в прокуратуру для уточнения деталей. Новое обвинение было предъявлено 30 ноября. 24 декабря Мещанский суд признал его виновным и назначил штраф 100 тыс. руб., но освободил от наказания с учетом срока под стражей
Фото: Коммерсантъ / Александр Казаков
Андрей Баршай, 21 год, студент МАИ, один из подписантов открытого письма студентов вузов за освобождение задержанных и осужденных по «московскому делу»
Первый раз задержан 10 августа, оштрафован на 15 тыс. руб. по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ 15 августа. 14 октября был задержан повторно после обыска и 16 октября заключен под стражу Басманным районным судом до 14 декабря. Обвиняется по ч. 1 ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти). По версии следствия, с силой толкнул росгвардейца. Вину не признал. 25 ноября направлен на стационарную психиатрическую экспертизу. 18 февраля 2020 года приговорен Мещанским районным судом Москвы к трем годам условно
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов