Неприкосновенности добавят не всем
Рабочая группа предложила расширить конституционные основания для роспуска Думы
Рабочая группа по подготовке поправок к Конституции предложила записать в Основном законе неприкосновенность бывших президентов РФ. Последовали и уточнения в блок поправок, касающихся полномочий Госдумы и президента по отношению к правительству. Группа предлагает наделить президента конституционным правом осуществлять общее руководство кабинетом, ввести персональную ответственность премьер-министра перед президентом и расширить основания для роспуска Думы, предоставив такое право главе государства в том случае, если нижняя палата трижды не согласует часть кандидатур на посты федеральных министров.
Рабочая группа по подготовке поправок к Конституции утвердила и направила в комитет Госдумы по госстроительству и законодательству блок своих предложений об изменении глав Основного закона, регулирующих полномочия президента и правительства РФ. Одна из поправок к главе о правительстве меняет основания для роспуска Госдумы. В случае ее принятия президент получит такое право, если после трехкратного отклонения кандидатур членов правительства более трети должностей в кабмине (кроме министров, которых президент в случае принятия поправок будет назначать по итогам консультаций с сенаторами) останутся вакантными. Напомним, президент сохранит право, но не будет обязан распускать Думу, если депутаты трижды отклонят предложенную им кандидатуру премьер-министра.
Сейчас роспуск и новые выборы предусмотрены Конституцией безусловно после трехкратного отклонения Думой кандидатуры премьера. При этом Дума, согласно действующей редакции Конституции, лишь согласует кандидатуру премьера, остальных членов кабмина назначает президент по представлению премьера. Президентский законопроект о поправках предполагает, что Дума получает право утверждать не только премьера, но и его заместителей, и министров, за исключением «президентского блока».
Член рабочей группы, председатель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов (ЕР) заявил “Ъ”, что пока не представляет, как это будет организовано на практике.
Он обращает внимание, что в логике поправки министры не будут утверждаться «пакетом». Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Юрий Синельщиков (КПРФ) считает предложение о роспуске избыточным: «Что значит одна треть? Наличие такой нормы приведет к дестабилизации власти». Другой первый зампред комитета по госстроительству, Михаил Емельянов (СР), уверен, что поправка поможет в будущем избежать политических кризисов. «Норма о том, что Дума утверждает министров, была с самого начала в президентском законопроекте. Не было понятно, что делать, если не утвердит. Поэтому что-то такое должно было появиться»,— считает господин Емельянов.
Рабочая группа также внесла поправки, фиксирующие в Конституции право президента на общее руководство правительством и персональную ответственность премьер-министра перед президентом за исполнение кабинетом своих полномочий. Предложенный президентом запрет на иностранное гражданство рабочая группа предлагает дополнить запретом для членов правительства держать счета, вклады и наличные в иностранных банках. Расширить полномочия кабмина предложено в области поддержки семьи, научно-технологического развития РФ, биологического многообразия, а также выполнения нацпроектов, обеспечения участия общественных организаций в выработке и проведении государственной политики и поддержки волонтерского движения.
В главу о полномочиях президента предложено внести норму о неприкосновенности глав государства после прекращения полномочий.
«Эти нормы становятся более стабильными, так как переносятся на уровень Конституции»,— отметил сопредседатель рабочей группы Павел Крашенинников. Сейчас ст. 91 Конституции наделяет неприкосновенностью только действующего президента. Норма о неприкосновенности экс-президентов содержится в федеральном законе о гарантиях президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи (2001). В этом же законе прописан и порядок лишения неприкосновенности для бывших глав государства. Ранее на заседании думского комитета по госстроительству и законодательству была рекомендована к принятию поправка, включающая этот механизм в Конституцию. По закону в случае обвинения экс-президента в тяжком преступлении Следственный комитет России (СКР) обращается в Федеральное собрание. Если Госдума двумя третями голосов дает согласие на снятие неприкосновенности и две трети сенаторов это решение поддерживают, о решении уведомляют главу СКР. Глава комитета Павел Крашенинников ранее уточнял, что процедура лишения неприкосновенности экс-президента будет целиком прописана в четвертой главе Конституции. Отметим, во вторник пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков на просьбу прокомментировать возможное появление в Конституции нормы о неприкосновенности экс-президентов отметил, что у самого Владимира Путина «нет какой-либо позиции» по этому вопросу.
Эксперт по конституционному правосудию Ольга Подоплелова согласна, что действующим нормам их перенос в Конституцию «придаст больший вес», их «сложнее будет изменить или отменить». При этом она опасается, что сам характер процедуры внесения поправок, «во многом произвольный», может «девальвировать потенциальную пользу от такого рода переноса». Политолог Алексей Макаркин считает, что «ряд поправок вносится, чтобы их труднее было отменить будущему президенту». Обеспечат ли поправки эффективный баланс ветвей власти, покажет практика, говорит господин Макаркин. Политолог Дмитрий Бадовский считает, что общая концепция поправок президента направлена на одновременное усиление полномочий всех институтов и ветвей власти при сохранении за президентом «центрального места в российской политической системе».
Как изменится Конституция России
“Ъ” сравнил действующую и предлагаемую версии Основного закона