LVMH увела часы в пустыню
Watch Week в Дубае
В январе состоялся первый собственный часовой салон LVMH. В прошлом году отдельно от Baselworld выступили люксовые марки Swatch Group, теперь так же решили поступить часовщики LVMH, организовав Watch Week в Дубае.
В LVMH, основанную в 1987 году, сейчас входит 75 всемирно известных марок, причем не только французских. В 2018-м группа, имеющая 4590 магазинов в мире, занимающая работой 156 тыс. человек — больше, чем в сухопутных войсках французской армии,— объявила о продажах на сумму €46,8 млрд. Это даже не государство в государстве, а государство среди государств.
Четыре главных часовщика группы — Bvlgari, Hublot, TAG Heuer и Zenith — собрались на берегу Персидского залива и в течение трех дней в новом дубайском отеле Bvlgari принимали сначала журналистов, а потом покупателей. Зачем им это понадобилось, на правах гостеприимного хозяина рассказал глава Bvlgari Жан-Кристоф Бабен. По его словам, основная проблема — неудачно выбранное время главных швейцарских салонов. Как вы помните, в этом году Женева решила уступить Базелю и согласовала с ним сроки проведения. Часовой марафон начнется в последние недели апреля в Женеве и завершится в первых неделях мая в Базеле. Те марки, которые имели преимущество выступить в начале года на салоне SIHH или во время его проведения, оказались перед пугающей перспективой бездельничать до майских.
Бренды LVMH, формально не входящие в список участников, много лет приезжали в Женеву в январе, устраивая нечто вроде мини-салона в отеле Fairmont Grand Hotel Geneva (бывшем Kempinski). С потерей нескольких месяцев они не смирились. «Нам нужно представлять новинки в начале года,— сказал Бабен,— мы не могли оставить наших клиентов и журналистов без новостей в ожидании SIHH и Baselworld. Пусть у LVMH в Дубае только четыре бренда, а не двадцать, как у некоторых, но мы выступаем сплоченно, выпуская часы в ценовом диапазоне от 2 тыс. до 1 млн франков, и мы должны были действовать».
Господин Бабен не скрывал и того, что стоимость выставки в Базеле несравнимо больше, чем этот бросок к теплому морю. Если участие в Baselworld обходится группе, по его словам, в сумму около 20 млн швейцарских франков, то выставка в Дубае, даже учитывая сложную логистику, обошлась вполовину дешевле. Таким образом, LVMH сэкономит на Женеве — она не собирается участвовать ни в главном отборе Салона высокого часового искусства, ни в сопутствующем фестивале Watches & Wonders, который в итоге заменит SIHH. Что же касается Baselworld, в этом году он остается приоритетом группы: Hublot, TAG Heuer и Zenith займут привычные почетные места, фланкируя на манер сфинксов главную аллею главного павильона. Но уже без Bvlgari. А вот как будет в 2021 году, покажут итоги Базеля.
Трудно сказать, как следует расценивать это последнее дубайское предупреждение: как послание руководству Базельской ярмарки с намеком на пересмотр условий участия или как высказанное намерение пойти своим путем. Часовую группу LVMH раньше возглавлял Жан-Клод Бивер, сторонник Базеля, теперь он покинул оперативное руководство, получив от французов статус почетного президента и даже орден Почетного легиона, а у занявшего его место Стефана Бьянки может быть по поводу Baselworld совершенно другое мнение.
Если часовой салон LVMH станет ежегодным, формат его явно изменится. Программа Watch Week оказалась удачной, но все-таки импровизацией. Не все марки группы присутствовали в Дубае. Свое часовое производство в Швейцарии есть у принадлежащего группе гиганта Dior, давно покинувшего Базель. Есть и у флагманской марки Louis Vuitton, располагающей современной часовой фабрикой в пригороде Женевы План-лез-Уат. Входят в группу и ювелиры, предлагающие часы,— Boucheron и Fred. Кроме того, расширение часового департамента — формальное или фактическое, негласное — обещает недавняя покупка американского гиганта Тiffany & Co.
На заданный на пресс-конференции немецким журналистом Гисбертом Бруннером вопрос «Ну и когда же в Дубай приедет Tiffany?» ответили лишь пожиманием плеч и воздеванием рук. Но огромная марка, занимавшая еще в 2018 году второе место на мировом ювелирном рынке, уступая первенство лишь Cartier, явно изменит соотношение сил в LVMH. Можно ожидать таких же чудес, как было при покупке итальянской Bvlgari, которая с 2011 года, с тех пор как перешла под французский флаг, впятеро увеличила прибыль и заняла почетное место не только в ряду ювелиров, но и на аллее часовщиков.
Но даже среди присутствовавших в Дубае марок не все оказались в равных условиях. Если Bvlgari, Hublot и Zenith имели полноценную программу и привезли немало часовых новинок, то в TAG Heuer предпочли ограничиться туманно обещанными «мировыми премьерами», не показав даже некоторых важных моделей, представленных, как говорят, очень узкому кругу журналистов еще накануне нового года. Появления этих моделей ожидают не раньше весны.
На вопрос российской журналистки Юлии Савельевой, не конкуренты ли собравшиеся здесь бренды, руководители марок хором сказали, что они «не соперничают, а дополняют друг друга». Точно так же они говорят и о том, что Watch Week — не замена, а дополнение к существующим салонам. Но мы были свидетелем того, как салоны, созданные одними марками, разрастались, теряли корпоративный характер, собирали вокруг себя другие марки. Что к чему оказывалось в итоге дополнением — вопрос. Даже первый дубайский показ немедленно стал точкой притяжения и для других часовщиков, потянувшихся сюда вслед за LVMH, хотя хозяева ревниво смотрели на гостей, пытавшихся заодно познакомиться с незваными соседями.
Выйдет ли первая Watch Week последней, мы увидим в новом году. Жан-Кристоф Бабен уверен, что нет: «Мы должны еще подвести итоги и изучить новый формат, но мне кажется, что это удачная идея». Кроме того, Дубай вовсе не единственное место, где могут проходить часовые недели LVMH. Отели Bvlgari работают в Милане и Лондоне, на Бали, в Пекине и Шанхае. Скоро должен открыться отель в Париже. Дождемся и завершения строительства в Москве на Большой Никитской, чтобы поучаствовать в торжественном открытии очередной Watch Week в Большом зале Московской консерватории.