Время дорого
Рекорды продаж
Прошедший 2019 год пополнил список часовых рекордов XXI века в аукционных продажах. Именно XXI века, потому что рекорды века прошлого не идут с ними ни в какое сравнение.
Первый специализирующийся на часах аукционный дом Antiquorum был основан Освальдо Патрицци в 1974 году. Это было очень смелым решением, но, даже учитывая харизму и энергию легендарного аукциониста, прославившегося такими замечательными торгами, как Antiquorum in Love в 1997-м или Omegamania в 2007 году, потребовалось время, чтобы к нему присоединились другие аукционные дома. И старинные международные гиганты Christie’s с Sotheby’s, и более молодой Phillips, который сейчас заявляет о себе как об одном из центров часовой экспертизы, и французский Artcurial, который провел две важные тематические продажи: сначала Jaeger-LeCoultre Unique Auction в 2011 году, а потом Panerai Only в 2014 году.
В нашем веке часы явно подорожали, а деньги подешевели, что привело к невиданным доселе результатам вроде нью-йоркской продажи в октябре 2017 года на Phillips за $17,8 млн (17,323 млн CHF) наручных часов Rolex Daytona, принадлежавших Полу Ньюману, или карманных Patek Philippe Graves Supercomplication, сделанных для американского банкира Генри Грейвза в 1933 году и проданных в ноябре 2014-го в Женеве на Sotheby’s за 23,237 млн CHF.
Последние ноябрьские торги 2019 года принесли абсолютный рекорд, установленный на благотворительном аукционе Only Watch, который на сей раз проводил дом Christie’s. Специальная модель Patek Philippe Grandmaster Chime в стальном корпусе была продана за фантастическую сумму 31 млн CHF.
Непонятно, правда, можно ли эту сумму счесть действительной стоимостью часов. «Этот невероятный результат для меня хорошая новость,— сказал корреспонденту "Часов" знаменитый эксперт и аукционист Орель Бакс.— Цену трудно интерпретировать, потому что большинство видит в ней филантропический дар для поддержки медицинских исследований, который заодно сопровождается и покупкой часов. Что касается рекорда, я уверен, что каждый новый бьет предыдущий и, в свою очередь, может быть побит».
Без всяких неожиданностей в списке лучших продаж века лидирует Patek Philippe. Марке принадлежат почти все строчки в первой десятке, единственные пробравшиеся туда часы Rolex были поддержаны авторитетом их бывшего владельца актера Пола Ньюмана. Вопрос в том, удастся ли когда-нибудь другим, тоже замечательным, маркам подняться так высоко в рейтинге или успех Patek Philippe объясним не только инженерным и дизайнерским совершенством, но и традицией неконтролируемого обожания. Вслед за этой единственной в своем роде женевской семейной маркой выступает мощнейшая Rolex. Но по числу побед она далеко позади.
Среди часов, которые смогли преодолеть планку в 2 млн CHF, есть лишь несколько, также принадлежащих к часовой аристократии крови,— прежде всего Breguet, Vacheron Constantin и Zenith, но в основном все их призовые модели относятся к периоду независимости марок, когда первая еще не была куплена Swatch Group, вторая не вошла в состав холдинга Richemont, а третья не принадлежала ни американцам, ни французам из LVMH. К тому же у Vacheron Constantin и Zenith удачно продались часы, имевшие отношение не только к швейцарской часовой, но и к всемирной истории ХХ века.
Одни были заказаны египетской диаспорой в Швейцарии, строились почти 15 лет и в 1929 году были подарены королю Фуаду I. В апреле 2005 года на Antiquorum в Женеве их купили за 3 306 250 CHF. Другие принадлежали Махатме Ганди, они были подарены ему в 1947 году, и когда карманный Zenith с будильником оказался в марте 2009 года в Нью-Йорке на торгах Antiquorum, индийский миллиардер Виджай Маллья купил их за $1,8 млн или 2 427 709 CHF.
Если не считать Patek Philippe, очень немногие современные часы побывали в верхних строчках продаж. Кроме «таинственных часов», выпущенных Vacheron Constantin в серии Esprit des Cabinotiers и проданных в Женеве в апреле 2005 года за 2,206 млн CHF, такой чести удостоились работы знаменитого британского часового мастера Джорджа Дэниелса (1926–2011). Шедевры Daniels London покупали и на аукционах Sotheby’s в Лондоне, на родине мастера, и на Phillips в Женеве. Лучшим итогом стали George Daniels Space Traveller I, проданные на Sotheby’s в июле прошлого года за 4,515 млн CHF.
Дэниелса считают своим учителем многие наши современники, в том числе и Франсуа-Поль Журн. Это один из немногих ныне живущих мастеров, работы которого приближаются на аукционах к потолку в 2 млн CHF. Его часы едва не перешли эту границу на последних торгах Only Watch, и, как считает их создатель, только ошибка аукциониста не позволила им войти в список преодолевших планку в 2 млн. А вот женевские коллеги Журна Феликс Баумгартнер и Макс Фрай сделали это под самый конец года. Их Urwerk АМС были проданы на нью-йоркских торгах Phillips 10 декабря за 2,854 млн CHF — впрочем, ненамного выше, чем обычная, не аукционная, стоимость редчайших часов с собственной станцией точного времени, контролирующей их ход.