Какие-то они натуральные…

94% россиян считают проблему загрязнения окружающей среды острой и 5% признают ее наличие, выяснили в ходе исследования эксперты аналитического центра Института экологии НИУ ВШЭ в 2019 году. Все больше людей задумываются о разумном потреблении, сортируют мусор и заменяют одноразовые товары долгоиграющей альтернативой. Тренд на экологичность не миновал и регионы Сибири, где спрос на экопродукцию вырос. Производители подстраиваются под требования аудитории и предлагают новые товары и форматы работы.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Считается, что наибольший вред окружающей среде наносят полиэтилен и пластик, которые в огромных объемах используются для упаковки товаров, а разлагаются несколько сотен лет. По данным интернет-магазина Ozon, в первую очередь жители Новосибирска ищут замену полиэтиленовым пакетам — продажи сумок-шопперов и сетчатых авосек в январе 2020 года выросли на 400% относительно того же периода в 2019 году. За весь прошлый год продажи таких сумок оказались в 2,5 раза выше, чем в 2018 году. Многоразовые пакеты для хранения овощей, фруктов и орехов, а также специальные экомешочки из ткани в 2019 году продавались с ростом на 80%.

В Сибири уже работают несколько магазинов без упаковки: «Развесная лавка» в городе Бийске Алтайского края и «Два лимона» в Томске продают натуральную косметику, крупы, специи и аксессуары zero-waste (тканевые сумки и мешочки, многоразовые стаканчики и т. д.). Подобные вещи можно купить и в интернет-магазинах, и у экодилеров в других сибирских городах.

Однако производители упаковки говорят, что тренд на отказ от полиэтилена и пластика — дань моде, и он пока не может быть массовым. «Сибирский потребитель — консервативный, и новинки упаковки воспринимаются не так активно, как в центральной России,— рассказывает директор СН „Упаковочные машины“ (представительство SN Maschinenbau GmbH в России) Анатолий Ширлин.— Всем хочется предложить рынку экологичную упаковку, но в то же время на данный момент нет ни одного производителя оборудования в мире, который может предложить сочетание скорости упаковки, герметичности, барьерных свойств и экологичных материалов».

Запрос на пластиковую упаковку для продуктов питания (пакеты, поддоны, бутылки) все еще есть, и связан он с длинными логистическими «плечами» доставки от места производства до точек реализации. Такая тара позволяет увеличить объем перевозимых продуктов вдвое по сравнению с жестью или стеклом. И, конечно, активное развитие локальных и российских ритейлеров требует все больше качественной и недорогой упаковки, а это только пластик, говорит господин Ширлин.

По его словам, большинство упаковочных материалов — это различные ламинаты, в состав которых входят бумага, полиэтилен, полипропилен, лавсан, слой краски и пр. Переработать такие материалы крайне сложно, а найти мономатериалы с похожими свойствами, качеством и стоимостью практически невозможно. «Наше представительство тесно работает с некоторыми российскими компаниями, чтобы предложить производителям специй, приправ только бумажную упаковку или монобарьерные материалы для детского питания. Мы ожидаем, что реальный результат будет через 3–5 лет»,— добавил Анатолий Ширлин.

Ряд сибирских кофеен и кафе присоединились к проекту My cup, please и позволяют посетителям наливать напитки в принесенные ими кружки. Некоторые из них делают скидку до 50% на кофе в стакан покупателя или подадут к заказу небольшое угощение. Согласно информации на сайте проекта, в Новосибирске налить кофе в свою тару можно в сети кофеен «Кофебулка», Primetime, JetCoffee, котокафе «Мурчим» и еще в нескольких десятках мест. Есть такие заведения в Барнауле (Rich Coffee, Coffee Bull, Feel in Coffee и др.), Бийске (кондитерская Little swettie), Новокузнецке («Бодрый кофе», «Крестьянское хозяйство Волкова»), Кемерово (Candy Coffee, Milton Bar), Красноярске.

По данным Ozon, продажи термокружек в Новосибирске в 2019 году по сравнению с 2018-м выросли в 2,5 раза, рост продаж стеклянных графинов и бутылок для воды составил 98%. При этом продажи пластиковых соломинок для питья упали на 30%, а многоразовые соломинки из стекла и металла жители Новосибирска стали покупать на 90% чаще.

Мысли глобально, действуй локально

Экотовары, произведенные из биоразлагаемых материалов, детские игрушки и мебель из дерева, деревянные украшения, косметика из натуральных компонентов и экологически чистые продукты — также скорее история малого и среднего бизнеса. Директор краудфандинговой площадки для стартапов Boomstarter Мария Докшина подтверждает хороший спрос на экологически ориентированную продукцию из Сибири. «На Boomstarter несколько предпринимателей из Сибири начали свое дело с нуля и ведут бизнес до сих пор. Один из хороших примеров — солнцезащитные очки, часы и целый набор аксессуаров из дерева, которые производит Константин Слатвицкий из Омска. Во время своей краудфандинговой кампании он продал предзаказов на 16% больше плана, а это прямой индикатор того, что спрос на его предложение существует. Другой пример — пчеловодческая ферма, которую благодаря краудфандинговой кампании открыл Иван Крайнов из Омска. Ивану удалось продать предварительные заказы на мед разных сортов, чтобы собрать средства на создание пчелофермы и отправить заказы покупателям»,— говорит она.

Подтверждает рост спроса на натуральную и экологичную продукцию и старейший в Сибири производитель кедрового масла, кедровой косметики и товаров для дома «Звенящие кедры», который существует уже более 20 лет и имеет производство в таежной деревне Кандаурово, в 100 км от Новосибирска. «Сейчас ситуация такова, что рост спроса привел к манипулированию этими понятиями, и кроме маркетинга за „экологичным“ продуктом часто ничего не стоит. Потребитель, ориентированный на здоровый образ жизни, это видит. Сейчас обозначения „экологичный“, „органический“, „натуральный“ потеряли доверие потребителя, и это привело к тому, что люди стали более глубоко и пристально разбираться в происхождении и составе продукции»,— говорит представитель компании. По ее словам, настоящая экологичность — это продукция из природных материалов, без химических веществ и консервантов в составе, когда выращивание и сбор сырья осуществляются осознанно, с уважением к земле и природе, щадящими способами, без использования гормонов и ускоряющих рост препаратов.

Товары из переработанного мусора

Еще один тренд — вторичное использование вещей и изготовление продукции из переработанных отходов. Некоторые крупные производители одежды, электроники, ювелирных украшений делают скидку для покупателей, которые принесли и сдали в переработку старые товары. Экоактивисты устраивают своп-вечеринки, на которых можно обменяться книгами, вещами, игрушками и косметикой. В Новосибирске работает благотворительный магазин Gusto!, в который можно сдать ненужную одежду и купить по низкой цене вещи, принесенные другими.

Крупнейший за Уралом производитель стеклотары «Сибстекло» участвует в пилотном проекте по раздельному накоплению стекла на территории жилой застройки, а также открыл пункты приема вторсырья — не только стеклобоя, но и ПЭТ, алюминиевой банки и т. д. По словам директора по развитию ООО «Сибирское стекло» Сергея Лукьянцева, производитель использует до 30 тыс. т стеклобоя в год при потребности 50 тыс. т. «Востребованы все виды вторичных ресурсов, их не хватает, цены растут,— говорит он.— При том, что у производителя стоит задача увеличить выпуск тарного стекла, объемы поставок стеклобоя падают. Одна из причин — в процессе транспортировки на мусоросортировочный завод или полигоны ТКО стеклотара, выгруженная из контейнеров у многоквартирных домов, уничтожается, так как в мусоровозах отходы спрессовывают под таким давлением, что бутылка дробится на осколки. Извлечь их для переработки в текущих условиях — при отсутствии в регионе специального оборудования для сортировки — практически невозможно. Бутылки не должны попадать в мусорные баки для смешанных отходов!»

Еще один интересный проект — производство урн и лавочек из мусорных пакетов, которое скоро должно запуститься в Новосибирске. «Завод по производству эколавочек в Новосибирске мы планируем открывать весной по франшизе, сейчас идет отбор партнеров. Это будет в черте города: нам не нужны особые мощности, само производство безотходное. Чтобы открыть экозавод, нам нужно 30 кВт электричества и производственная площадка с близостью к дороге,— говорит основатель компании „Умная Sreda“ Алексей Чехранов.— Наш товар востребован: ежегодно администрации города выделяют средства на благоустройство и замену урн и скамеек, а наши лавочки — хорошая альтернатива и при этом спасают планету от пластиковых отходов. В Сибири мы их пока не продавали, но будем пробовать».

Люди проявляют все больший интерес к разумному потреблению, постепенно меняют свои покупательские привычки и чаще задумываются о необходимости сортировки отходов. Крупные производители и ритейлеры подхватывают тренд на экологичность, добавляя в ассортимент экотовары, участвуя в программах по сбору и переработке упаковки и стараясь сделать производство энергоэффективным и более безотходным.

Государство тоже видит этот тренд. Например, в регионах Сибири разработаны программы по защите окружающей среды, которые входят в состав национального проекта «Экология». Так, в Новосибирской области действуют проекты по расчистке рек и озер, восстановлению лесов и рекультивации мусорных полигонов. Однако пока специализированных мер поддержки экопроизводителей не существует, а одних усилий локального бизнеса недостаточно. По словам аналитиков, потребность в экотоварах будет расти, но не все регионы будут к этому готовы из-за отсутствия соответствующих предприятий на местах.

Маргарита Решетинская

Вся лента