Партия Меркель в разладе с собой
Что ждет главные партии Германии? Почему многие сравнивают нынешнюю партийную ситуацию в стране с кануном Веймара? Об этом статья редактора «Д» с немецкой стороны Петера Кепфа.
Тревогу за будущее Германии, посещающую сегодня даже участников Мюнхенской конференции по безопасности, комментатор газеты Suddeutsche Zeitung Штефан Корнелиус передал следующими словами: «Неужели якорь Европы, маяк свободы, надежда Запада превращается в новый Трампистан?»
Иные эксперты предрекают повторение ситуации, сложившейся в Веймарской республике. Они указывают, что раздробленность партийной системы усугубляется, как в 1919–1933 годах — тогда это вылилось в необходимость все новых и новых правительственных коалиций, которые не могли продержаться долго, и фатальную надежду, что авторитарная власть НСДАП восстановит порядок.
Причина таких настроений заключается в том, что судьба Социал-демократической партии Германии (СДПГ) сегодня может постигнуть Христианско-демократический союз (ХДС), последнюю оставшуюся народную партию в стране. В Тюрингии ее депутаты вместе с крайне правыми народными избранниками от «Альтернативы для Германии» (АдГ) отдали свои голоса за кандидата в премьер-министры от фракции всего из пяти человек — депутатов от либеральной Свободной демократической партии (СвДП). Политический фарс регионального масштаба возымел последствия для целой страны.
Пока небольшой, но, возможно, растущий процент христианских демократов (причем не только в землях бывшей ГДР) находит сходство между своими взглядами и позицией АдГ и обсуждает с депутатами от последней возможные сферы для взаимодействия. Эти люди солидарны с оценкой главы фракции АдГ в Бундестаге Александра Гауланда, что «призывы к отказу от сотрудничества с "Альтернативой" в долгосрочной перспективе совершенно бессмысленны и оторваны от действительности».
В Тюрингии некоторые, как, в частности, недавно ушедший в отставку председатель ХДС Майк Моринг, видят другой выход: сотрудничество с левыми. Но на федеральном уровне партийное руководство непоколебимо и отвергает оба пути.
Христианские демократы потеряли внутренний компас. Согласно опросам, рейтинг ХДС после такого позора катастрофически снизился, председателю партии пришлось уйти в отставку. Похоже, ХДС может расколоться на христианско-либеральное и так называемое ценностно-консервативное крыло. Сторонники последнего, в точности, как и АдГ, не приемлют либеральную политику Меркель, особенно в таких сферах, как охрана климата, политика в отношении беженцев и гендерные вопросы.
Все громче раздаются призывы привлечь Ангелу Меркель к ответственности, отправить в отставку и выйти на выборы с новым кандидатом на пост председателя партии и канцлера.
Но в чем причина сложившейся ситуации? Еще в 2015 году сторонники АдГ скандировали: «Меркель, уходи!» Тогда ситуация в экономике считалась стабильной, Меркель стоически провела Германию через финансовый кризис, Союз ХДС/ХСС, согласно опросам, поддерживали более 40% избирателей. «Потом начался миграционный кризис, а с ним и закат ХДС»,— объясняет за Меркель Николас Буссе на страницах газеты Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung. Преемнику Меркель «явно придется дистанцироваться от ее политики в отношении беженцев».
Но это слишком однобокое видение. Причины того, что все большая часть населения явно теряет доверие к народным партиям, куда сложнее.
Опросы показывают, что в Восточной Германии, по грубым подсчетам, половина населения лишь «отчасти» довольна демократией, а остальные респонденты ей скорее в значительной мере недовольны, чем наоборот. И дело не только в политике в отношении беженцев.
Почему все больше немцев не желают следовать в фарватере старых добрых политических линкоров? На этот вопрос есть много ответов, и все они мало связаны с внешней политикой:
у населения на востоке страны, в землях бывшей ГДР, есть ощущение, что «исторические победители» на Западе обвели их вокруг пальца и до сих пор пытаются опекать;
трудящимся кажется, что в глобализованном обществе, односторонне прогибающемся под законы экономики и конкуренции, нет справедливого распределения как бремени, так и результатов совместных трудов;
каждому четвертому работающему в Германии грозит бедность, а четверть пенсионеров с трудом сводит концы с концами;
существенная часть немцев считает, что их тревоги и опасения игнорируют и что в СМИ и политике преобладают второстепенные в их глазах темы;
попытки высказать несогласие приводят к тому, что «непослушных школьников» ставят в позорный угол классной комнаты, к крайне правым;
апеллируя к таким понятиям, как «родина» и «патриотизм», можно навлечь на себя подозрения в симпатиях к правым националистам;
народные избранники конкурируют друг с другом за посты, а не за содержание политики, отстаивают собственные привилегии, окапываются и прячутся за пустыми словами, вместо того чтобы говорить прямым текстом;
молодые, не охладевшие партийцы, которые решаются выйти из укрытия и вступиться за свои идеалы, сталкиваются с санкциями со стороны истеблишмента.
Когда люди так видят политическую действительность, они отворачиваются от классических партий. Но насколько такая картина соответствует реальности? И как партии могут вернуть себе симпатии разочаровавшихся избирателей?
Обе «народные партии», СДПГ И ХДС, утратили свою душу. ХДС — потому, что забыла о традициях и своем консервативном буржуазном ядре. Христианские консерваторы — потому, что соблазнились духом времени, отказались от старых принципов и открылись для так называемого центра. К тому же случилось то, о чем предупреждал в прошлом веке такой спорный и вместе с тем дальновидный политик, как Франц Йозеф Штраус: появилась партия, заполнившая собой пустоту в правой части спектра. И это нельзя полностью списывать на миграционный кризис.
СДПГ, расположенная по другую сторону от центра, в последние годы тоже забыла, кому она была обязана своим успехом: тем, кто поддерживает экономику страны наемным трудом, семьям рабочих и мелких служащих, которые снимают жилье и, несмотря на полную занятость, с трудом оплачивают счета. Вместо защиты их интересов социал-демократы помогали богатеть тем, кого раньше в партии называли капиталистами. Попытки СДПГ подражать «Зеленым» в вопросах охраны климата и гендерной проблематики не принесли результатов. Люди предпочли оригинал, и сегодня «Зеленые» рассчитывают не позднее 2021 года (а возможно, и раньше) снова войти в состав правительства.
СДПГ колеблется ниже отметки в 15%, и, если христианские демократы хотят избежать аналогичной участи, им нужно срочно определяться с направлением дальнейшего развития: кто возглавит партию? Кто выступит кандидатом от ХДС на пост федерального канцлера?
Все внимание обращено на трех политиков. Первый из них, Фридрих Мерц, известен близостью к деловым кругам и вроде как располагает достаточно серьезным «фан-клубом» в партийных массах. Он не раз бросал вызов Меркель и с учетом его правоконсервативных базовых установок способен вернуть ХДС тот электорат, который ушел к АдГ. Второй — Норберт Ротген, эксперт по международной политике, готовый к сотрудничеству с «Зелеными». Наконец, есть основательный Армин Лашет, считающийся умеренным (и умеряющим крайности других) и возглавляющий крупнейшее региональное отделение партии в Северном Рейне—Вестфалии. Ему случалось «поглядывать» в сторону «Зеленых». И он всегда поддерживал политику Меркель в отношении беженцев, в том числе с христианских (христианско-демократических) позиций. На Мюнхенской конференции по безопасности он отважился раскритиковать канцлера за ее выжидательную позицию относительно планов Макрона выработать общеевропейскую политику безопасности.
Так что же — Веймар или Трампистан? Ясно одно: ХДС ждет серьезное испытание на разрыв.