Гастарбайтеры ХХI века
1 марта начал работать закон (Fachkrafteeinwanderungsgesetz), который устраняет часть препятствий для иностранцев не из ЕС, желающих работать в Германии. Реально новшество может помочь лишь инициативным и упорным людям, считает корреспондент «Д» Виктор Агаев, но для России этот закон станет еще одним фактором конкуренции за квалифицированные кадры.
Формально закон открывает двери для всех, кто может быть востребован в Германии и живет за пределами ЕС. Предприниматель, решив нанять иностранца, сможет теперь заключать с ним контракт, не доказывая властям, что найти подходящего работника в ЕС невозможно. Глава МВД Хорст Зеехофер назвал новый закон началом современной иммиграционной политики. Однако практически все не так просто. Не зря же бурные споры об этом шли не один год.
Тема «иностранцы в Германии» остается для многих немцев болезненной. Сегодня в ФРГ 11 млн человек с иностранными паспортами.
У каждого четвертого «немца» как минимум один родитель при рождении не был немцем.
В последнее время примерно 100 тыс. иностранцев в год получают гражданство ФРГ. Почти каждый третий (29%) не считает, что иммигранты нужны в Германии. Каждый четвертый в принципе против иностранцев, даже специалистов. 63%, правда, за то, чтобы квалифицированные люди приезжали и работали. Очень многие против этого, поскольку уверены, что все едут лишь за социальными благами. Подавляющее большинство (86%) выбирает очень двусмысленную формулировку своего отношения к иммигрантам: мы против, потому что это чревато ростом правоэкстремистского и расистского насилия (хотя это и впрямь так).
Около 40% считают, что в Германии уже слишком много иностранцев. Правда, в 1997 году так считали около 75% (опрос Emnid), хотя тогда иностранцев было 5 млн. Однако демографы подсчитали, что если бы в стране не было такого числа иммигрантов (а это не только беженцы, но и граждане ЕС и других благополучных стран, работающие в ФРГ), то в стране сейчас было бы не 83 млн жителей, а на 12 млн меньше.
Германия стареет
Коэффициент рождаемости в ФРГ c 1976 года постоянно снижается и составляет сейчас лишь 1,57 ребенка на женщину. Для роста населения нужно хотя бы 2,1. Такое есть лишь во Франции, да и то лишь из-за большого числа выходцев из арабских стран (бывших колоний Франции).
И население ФРГ растет только за счет иммигрантов, поскольку с 1972 года рождаемость все сильнее отстает от смертности. В 2017 году «дефицит рождаемости» составил 147 тыс., а в 2018 году — около 180 тыс. По подсчетам Института народонаселения, если приток будет как сейчас, то к 2060 году в стране будет не более 68 млн человек. Демографы знают, что тенденция не может измениться, ведь из детородного возраста выходят те, кто родился, когда была высокая рождаемость (беби-бум). Сейчас детей надо ждать от поколения 1990-х, когда рождаемость была ниже сегодняшней. Ни деньги, ни длительные отпуска для обоих родителей рождаемость в ФРГ ощутимо не улучшают.
Если тенденцию не изменить, то к 2050 году каждый второй будет в предпенсионном возрасте, а трудоспособное население сократится с нынешних 45 млн до 29 млн человек. Это роковым образом отразится на прославленной социальной системе (страхование медицинское и пенсионное, содержание безработных и немощных), которая держится за счет обязательных взносов с работающих. Когда работников станет меньше, придется или повышать социальные взносы (а они и так уже в общем и целом более 50% от заработка), или сокращать выплаты нуждающимся: больным, безработным, пенсионерам.
Сложнее всего будет ситуация с пенсионерами. Государственная пенсионная система строится на принципе солидарности поколений: работающие платят до 20% зарплаты в пенсионный фонд, из которого государство раздает деньги старикам. Чем больше работников, тем больше денег в пенсионном фонде. В 1962 году в ФРГ шесть работающих содержали одного пенсионера, сейчас — три, в 2030-м будет меньше двух. Поэтому пенсионный возраст для всех (!) был повышен до 67 лет. Немцы восприняли это без радости, но и без эксцессов, поскольку процесс был растянут на многие годы и каждый узнал, что ему придется работать до 67 лет, задолго до своего выхода на пенсию. Сокращение числа работающих уже ощутимо в экономике.
Работать некому
В стране не хватает как минимум 1,4 млн квалифицированных людей. Нужны программисты, физиотерапевты, сантехники, врачи, инженеры, техники, повара, водители грузовиков, машинисты поездов. Арифметически на все вакансии можно найти местных безработных (на 100 вакансий сейчас около 230 безработных). Но практически все, у кого есть профподготовка, могут найти работу, если готовы переехать «к ней».
Сильнейший дефицит рабсилы в жилищном строительстве. Оно уже несколько лет является единственным разумным способом вложения средств. В стране все есть: материалы, техника, деньги. Нет людей. Даже банальный ремонт квартиры — проблема. Из-за нехватки строителей, инженеров, проектировщиков не удается осваивать миллиарды евро, выделяемые властями на жилье для малоимущих, а оно срочно необходимо, поскольку стоимость квартир и квартплата в крупных городах быстро и непрерывно растут.
Ключевой проблемой страны стал дефицит медперсонала. Нехватку немецких враче, более или менее компенсируют иммигранты, но со средним и младшим персоналом просто катастрофа. По данным Минздрава как минимум 80 тыс. человек срочно нужны сейчас для ухода за стариками в стационарах и на дому. Власти даже закрывают глаза на сотни тысяч сиделок и «помощниц» из России, Польши, с Украины, работающих нелегально.
Лишь постоянный приток трудоспособных иммигрантов может остановить ухудшение ситуации на рынке труда и в социальной сфере, говорят эксперты.
Если принимать ежегодно в среднем 221 тыс. иностранцев, то в 2035 году трудоспособных людей будет на 5,4 млн меньше, чем сейчас. Если приток составит 311 тыс., то «лишь» на 4,4 млн. Вывод: Германии ежегодно нужно более 500 тыс. иммигрантов.
Все это понято политиками уже давно. Именно поэтому принцип свободного перемещения людей и денег стал фундаментом ЕС. Но евросоюзовский резерв уже исчерпан. С 2007 года в Германии могут работать и жить граждане всех стран ЕС. Это поначалу вызывало массу протестов со стороны консервативного населения и профсоюзов. Сейчас на стройках и в сфере бытового обслуживания, в больницах, у ремесленников (кровельщики, сантехники, водопроводчики и пр.) поляков, чехов, словаков больше, чем немцев. Но проблема остается: людей не хватает.
Каким-то образом Германия «проспала» начало цифровизации, и примерно 15 лет назад «вдруг» оказалось, что своих IT-специалистов не хватает. Было принято решение открыть доступ на рынок труда компьютерщикам со всего мира. Прежде всего надеялись на Индию. Но оказалось, что индусы охотнее едут в США, Англию: там выгоднее, понятный язык и значительно меньше бюрократии и формализма. Результат: в 2018 году на работу в Германию приехали 60 тыс. специалистов (из стран вне ЕС), но и сегодня некем занять 124 тыс. хорошо оплачиваемых IT-должностей (данные Bitkom — ассоциация IT-бизнеса).
Из бюрократических, лоббистских и популистских соображений в Германии до прошлого года практически не признавали советские и восточное-европейские дипломы о высшем образовании. Поэтому тысячи иммигрантов, имеющих высшее образование, не имели права работать по специальности. Некоторое упрощение системы признания дипломов, начато в последнее время (подробнее: https://www.anerkennung-in-deutschland.de/html/ru/).
«Дефицит трудовых ресурсов заставляет предпринимателей переносить производства туда, где есть люди» — этот аргумент бизнесменов многие, правда, считают маскировкой их желания получить дешевую рабсилу и прижать своих работников. В этом есть логика. Сейчас МРОТ (Mindestlohn) составляет около €9,5 в час (брутто), но он действует не везде и у нанимателей есть способы платить меньше.
Как бы то ни было, примерно два года назад правящие партии вслух начали думать о том, как привлечь в страну всех, кто хоть что-то умеет. «Найти людей, готовых ехать в Германию»,— сформулировала недавно Ангела Меркель (ХДС) основную задачу нашего времени.
Учите немецкий!
Для тех, кто захочет приехать на работу, никаких бюрократических препятствий быть не должно, говорит министр труда Хубертус Хайл. И впрямь, прямых требований всего три: язык, квалификация, договор.
Человек должен владеть немецким на уровне B1, который позволяет свободно общаться с коллегами. Должно быть доказательство наличия квалификации, соответствующей немецким требованиям. Уже до въезда в страну иметь трудовой договор. Исключение может быть сделано лишь для тех, кто хорошо говорит по-немецки и докажет квалификацию, или захочет ее освоить в ФРГ (это касается людей до 25 лет). Таким кандидатам будет разрешено за свой счет на свой страх и риск приехать в Германию и полгода искать работу.
Чтобы помочь нанимателям и потенциальным работникам найти друг друга, создан многоязычный официальный сервисный портал www.make-it-i n-germany.com, а также портал https://jobsingermany.net. Там можно понять, насколько реальны шансы на трудоустройство, просмотреть предложения, найти информацию о требованиях к языку. Начали возникать интернет-биржи. В 2021 году будет создана федеральная кадровая служба. При консульствах появятся пункты информации и сервиса. Там, наверное, будут проверять язык кандидата, его дипломы и аттестаты, его договор. После этого, видимо, будет даваться виза. Кстати, туристическая виза не дает права ни работать, ни искать работу в Германии.
Реальную пользу закон начнет приносить явно не в этом году. К тому же подразумевается, что система позволит набирать до 25 тыс. человек в год. А потребность в 10–20 раз выше.