Как работа ищет немцев
Германия известна своей системой социальной поддержки нуждающихся. Тем, кто не может работать, государство обеспечивает прожиточный минимум. Однако иногда услышишь, что здесь можно безбедно жить, получая лишь пособие по безработице. Автор «Д» Фемида Селимова разбиралась, так ли это на самом деле.
В Берлине полдень, дует холодный, пронизывающий ветер. Я стою у большого серого здания в районе Нойкельн. Над входом вывеска Jobcenter. Здесь находится центр занятости, или биржа труда, которых в Берлине более десяти. В центр идет немало людей, но посторонним заходить сюда и тем более общаться с посетителями строго запрещено. Первые попытки начать разговор на улице оказываются безуспешными. До закрытия остается каких-то несколько минут. Я уже собираюсь уходить, как вижу: из здания выходит женщина на вид около 60. Приветливая улыбка на ее лице придает мне смелости. По типичному русскому акценту Кати, так женщина представилась, легко догадаться, что родом она из бывшего СССР.
Катя — из русских немцев, переехала в Германию с мужем и тремя детьми 25 лет назад. Отвечая на мой вопрос о том, как ей живется на пособие по безработице, ограничивается словами: «Меня все устраивает». Женщина, похоже, спешит, но на мою вежливую просьбу ответить на несколько вопросов соглашается уделить еще пару минут. За чашкой горячего шоколада наша беседа продлится почти час.
В те годы, когда наша героиня переехала в Германию, государство выплачивало нетрудоустроенным другой вид пособия по безработице, нежели то, что они получают сегодня. Основными видами соцподдержки, за которыми могут обращаться безработные бюргеры, являются так называемые Arbeitslosengeld I и Arbeitslosengeld II. Они отличаются друг от друга тем, что первый вид пособия выплачивается из страхового фонда по безработице, в который делают обязательные отчисления все работающие. При этом размер пособия зависит от размера заработной платы человека, которую он получал до того, как потерял работу. К тому же получать его можно максимум два года. Что касается второго варианта, более известного в народе как «Харц-4» (Hartz IV), то оно представляет собой прожиточный минимум. Его получают несколько категорий граждан: никогда не работавшие на ее территории, те, кто долгое время считается безработным и ищет работу, те, кто работает как минимум 15 часов в неделю или уже получает первый вариант пособия, однако суммарный размер всех доходов не дотягивает до прожиточного минимума. В этом году для человека, который живет один, он составляет €9408 в год, или €784 в месяц, для семейной пары €15 540 в год, или €1295 в месяц. Под категорию Hartz IV также подпадает большая часть мигрантов, имеющих постоянный или временный вид на жительство в ФРГ.
Название Hartz идет от фамилии бывшего топ-менеджера автогиганта «Фольксваген» Петера Хартца (Peter Hartz), под чьим руководством в свое время специальная правительственная комиссия в период правления Герхарда Шредера разработала пакет законов по реформе рынка труда, которые и легли в основу знаменитой социальной программы коалиционного правительства социал-демократов и «Зеленых» Agenda-2010 («Повестка дня-2010»). Закон о Hartz IV вступил в действие с января 2005 года под звучным девизом «Поощрять и требовать». Действовавшие до него социальные механизмы позволяли многим трудоспособным бюргерам жить вполне безбедно, не работая годами. Конечно же, это происходило за счет налогоплательщиков. «Поощрять и требовать» к ним в первую очередь и относилось. Запуская социальную реформу, государство, с одной стороны, хотело поддержать долгосрочных безработных, с другой — стимулировать их возвращение на рынок труда.
Размер Hartz IV, который, как правило, ежегодно корректируется (в этом году он увеличен на 2%, и это обошлось немецкой казне в €450 млн), варьируется в зависимости от того, к какой социальной категории относится его получатель. Если взять одинокого безработного, то размер его пособия составляет €432. Людям, проживающим в паре, положено €389 на каждого партнера. Помощь от государства получают и дети безработных. Ребенок в возрасте до 5 лет получает €250, от 6 до 13 лет — €308, от 15 до 17 лет — €328. €432 одинокого безработного распределены по 11 статьям расходов. С точки зрения немецких властей это способно обеспечить ему прожиточный минимум. Итак, самая большая часть расходов по этой шкале приходится на статью «Питание и безалкогольные напитки» — €150,60, на втором месте «Досуг, развлечения и культура» — €41,43, на третьем месте идут «Расходы на телефонную связь» — €38,62. Следующие три пункта: «Одежда и обувь» — €37,84, «Расходы на коммунальные услуги, включая электричество, а также техническое обслуживание жилья» — €38,32, «Проезд на общественном транспорте» — €35,99. За ними следуют: «Бытовая техника и другие предметы быта» — 25,64, «Другие товары и услуги» — €34,26, «Расходы на лекарства и другие медицинские товары» — €17,42, на десятом месте «Расходы на гостя», под которыми подразумеваются оплата его питания в заведении общепита,— €10,35. Список затрат замыкает статья «Образование» со скромным бюджетом €1,12).
Кроме этого безработному отдельно оплачиваются расходы на медицинское обслуживание, аренду жилья и отопление.
Закон предусматривает солидный перечень дополнительных выплат, которые человеку положены в различных жизненных ситуациях. Закон также позволяет ему подрабатывать. Ежемесячный доход от подработки до €100 включительно на размере пособия не сказывается. Если же он составляет более €100, то человеку оставляют 20% от заработанной суммы, превышающей те самые €100, а на остальное уменьшают размер пособия. В итоге получается, что чем больше зарабатывает человек, тем меньше денег у него остается.
В отличие от первого вида пособия, выплата Hartz IV не ограничена какими-либо сроками. Однако претенденту на него необходимо выполнять массу бюрократических требований. К примеру, заявление на получение пособия необходимо каждый раз подавать заранее до окончания очередного расчетного периода, который обычно длится год.
…Вернемся к Кате. Полностью за счет государства семья жила первые пару лет в Германии. «В России я училась на продавца, но работать в этой сфере никогда не хотела,— рассказывает она.— После переезда родила здесь четвертого ребенка, а когда ему исполнилось 2 года, пошла в Арбайтсамт (госведомство по трудоустройству.— "Д"). Мне они сначала дали работу на год, потом еще на один — вот так потихоньку я пошла дальше». По данным немецкого портала Statista, число получателей Hartz IV на конец января текущего года составило более 3 млн 750 тыс. человек.
Получить это пособие не так легко, как может показаться на первый взгляд, поскольку оно связано с жесткими условиями биржи труда, невыполнение которых влечет за собой штрафы. К примеру, биржа вправе предложить безработному любой вид занятости, который считает для него приемлемым. В случае отказа или же добровольного ухода с этой работы человек рискует лишиться 30% пособия на три месяца. При повторном нарушении требований биржи труда соцподдержка сокращается на 60%, при последующем нарушении человек лишается ее полностью на три месяца. Как показывает практика, больше всего под санкции подпадает молодежь до 25 лет. В отличие от людей старшего поколения, молодые люди куда реже соглашаются на вакансии, которые им предлагают на бирже. Неудивительно, что за годы действия Hartz IV немецкие суды были завалены исками к центрам занятости. В ноябре прошлого года под давлением критики со стороны общественных и правозащитных организаций Федеральный конституционный суд признал сокращение пособия более чем 30% противоречащим Основному закону страны.
Впрочем, моя же собеседница слухи о суровости центров занятости считает сильно преувеличенными. Говорит, что у нее с ними проблем никогда не возникало. При этом признается, что однажды отказалась от работы в доме для престарелых, так как ей не понравился коллектив. «Если ты один раз отказалась, второй раз отказалась, то в третий раз они дают тебе какое-то время, в течение которого ты должна сама найти себе работу, раз тебя не устраивает то, что они предлагают. Я считаю это справедливым»,— подчеркивает Катя.
Споры о пользе и вреде реформы рынка труда в Германии не утихают до сих пор.
В то время как Федеральное агентство по труду (BfA) с каждым годом констатирует сокращение количества получателей пособий по безработице, противники реформ напоминают, что целью было снижение долгосрочной безработицы. Hartz IV, наоборот, способствует безработице, уверены они, поскольку становится для многих безработных не трамплином к новой жизни, а бюрократическим лабиринтом, из которого они не могут долго выбраться. Как ни странно, данные, недавно опубликованные BfA, показывают, что каждый пятый получатель Hartz IV считается безработным 10 и более лет, а 12% всех получателей не работают на протяжении 13 или 14 лет.
Среди критиков Hartz IV — известный в Германии политолог и исследователь темы бедности Кристоф Буттервегге, который полагает, что этот вид господдержки усугубляет социально-экономическое неравенство в стране и в значительной степени способствует тому, что богатые в ней становятся богаче, а бедных при этом становится больше. Главным же достижением немецких реформ на рынке труда он считает создание широкого сектора низкооплачиваемого наемного труда, на который сегодня приходится почти четверть всех занятых. В беседе с «Д» политолог подчеркивает, что из почти 4 млн трудоспособных получателей Hartz IV 1 млн — это вовсе не безработные, а «наемные работники». «Они зарабатывают так мало, что не могут прожить на свою зарплату, и поэтому за ними сохраняется право на социальную поддержку. Таким образом, получается, что основу их совокупной ежемесячной зарплаты составляет то же самое пособие по безработице»,— отмечает Буттервегге. По его словам, с момента действия Hartz IV государство субсидировало предприятия низкооплачиваемого сектора на сумму около €140 млрд.
Например, притом, что, сейчас Катя работает поваром в студенческой столовой по бессрочному договору, полностью отказываться от поддержки государства не хочет. Hartz IV она считает некоей подушкой безопасности для своей семьи. «Меня все устраивает. Квартиру, медицинскую страховку и расходы за отопление мне по-прежнему оплачивает джоб-центр, он также делает пенсионные отчисления. У меня сейчас стабильная работа, и зарплату я получаю нормальную — они мне размер самого пособия пересчитывают, как и положено по закону».
Редко кто из тех, у кого сегодня есть работа, может быть уверен, что завтра он ее не потеряет, говорит моя собеседница, тут же добавляя, что бесконечно злоупотреблять помощью государства не стоит. «В Германии, если человек оказался в трудной жизненной ситуации, государство протянет ему руку, но это не значит, что нужно годами полностью сидеть у него на шее и самому ничего не делать»,— уверена она. По словам Кати, большинство ее знакомых, полностью живущих на соцобеспечении, даже не думают что-то менять в своей жизни. «Вы не представляете, сколько здесь людей, которые совсем не хотят работать! — восклицает моя бывшая соотечественница.— Я знала одну женщину, тоже из наших, ее семья переехала сюда раньше нас. Так вот ее муж почти за 30 лет, что живет здесь, не проработал ни дня. Он открыто говорит, что приехал сюда не для того, чтобы работать. Я поражаюсь, как он умудряется каждый раз приносить в центр занятости такие справки, чтобы там к нему не придирались».