Острова закрытых сокровищ
Tax Justice Network составила рейтинг стран, где легче всего спрятать богатство
Неправительственная организация Tax Justice Network составила рейтинг стран по финансовой непрозрачности и закрытости. В топ-10 оказались не только такие офшоры, как Британские Виргинские острова и Каймановы острова, но и такие страны, как США, Япония, Швейцария, Нидерланды и ОАЭ.
Сегодня неправительственная международная организация Tax Justice Network (TJN), изучающая вопросы уклонения от уплаты налогов, офшорное законодательство, отмывание средств и т. п., опубликовала рейтинг стран мира, где нерезидентам проще всего прятать свои доходы или отмывать их (.pdf).
Этот рейтинг не является рейтингом офшоров, а оценивает соотношение между объемом экспорта финансовых услуг той или иной страны и прозрачностью ее юридической или финансовой системы.
Место страны в рейтинге означает, насколько ее юридическая и финансовая система позволяет состоятельным частным лицам или даже преступникам прятать или отмывать в ней свои деньги. Чем меньше баллов набирает страна по шкале от 0 до 100, тем прозрачнее ее финансовая и юридическая система, а чем больше баллов — тем непрозрачнее. Предыдущий рейтинг был опубликован в 2018 году.
TJN подчеркивает: более высокое место в рейтинге не всегда означает, что данная юрисдикция является более непрозрачной. Это означает, что данная юрисдикция вносит больше вклада в мировую индустрию непрозрачного или недостаточно прозрачного банкинга, анонимное владение подставными компаниями, анонимное владение недвижимостью. Так, например, Самоа (86-е место) является одним из самых скрытных государств в области раскрытия данных о владении компаниями или недвижимостью, но при этом данное государство либо не предоставляет свои услуги нерезидентам, либо предоставляет их в минимальном масштабе. Таким образом, Самоа окажется в общем рейтинге намного ниже такой страны, как Япония (7-е место), которая является одним из ведущих в мире экспортеров финансовых услуг.
В этом году первое место в рейтинге заняли Каймановы острова, которые в рейтинге 2018 года занимали третье место. Авторы отмечают, что со времени составления предыдущего рейтинга эта страна прибавила 4 пункта по степени непрозрачности своей юридической и финансовой системы, при этом на 21% увеличив объем финансовых услуг для нерезидентов. Исследователи TJN считают, что наибольшую озабоченность вызывает индустрия хедж-фондов этой юрисдикции, которые используют непрозрачные компании, трасты и коммандитные товарищества.
На втором месте в рейтинге 2020 года оказались США, которые обошли прошлого лидера рейтинга, Швейцарию,— во многом за счет увеличения на 15% объема экспорта своих финансовых услуг для нерезидентов, тогда как Швейцария, напротив, сократила этот объем на 12%. Авторы рейтинга отмечают, что увеличение объема экспорта финансовых услуг США произошло в том числе из-за принятия в штате Нью-Гемпшир закона, который разрешает создавать неблаготворительные частные фонды без обязательного раскрытия финансовой отчетности.
В топ-10 рейтинга 2020 года на местах с 4-го по 10-е оказались такие страны и юрисдикции, как Гонконг, Сингапур, Люксембург, Япония, Нидерланды, Британские Виргинские острова, ОАЭ. Россия оказалась на 44-м месте — между островом Мэн и Саудовской Аравией.
Говоря о России, исследователи отметили умеренно высокую степень прозрачности в том, что касается раскрытия информации о банковских вкладах и операциях (25 баллов) и реестров фондов и трастов (25 баллов). При этом исследователи сочли, что в области раскрытия информации о владении компаниями (90 баллов), коммандитными товариществами (100 баллов) и другими видами состояния (100 баллов) российская система является весьма закрытой. В то же время с точки зрения соответствия международных финансовых стандартов и сотрудничества Россия получила хорошие оценки в области заключения двусторонних договоров (0 баллов, максимальная открытость), автоматического обмена информацией (3 балла) и международного сотрудничества в юридической сфере (18 баллов).
В качестве оценки прозрачности используется методология MВФ, представленная в 2007 году. Для расчетов берется статистика МВФ по платежному балансу в части экспорта финансовых услуг и других данных МВФ по трансграничной финансовой активности. Это делается для определения объема финансовой активности, совершаемой в каждой рассматриваемой стране нерезидентами этой страны. Кроме того, в методологии рейтинга 2020 года добавлен анализ «уникальных юридических лазеек», которые могут быть использованы для обеспечения финансовой закрытости. Это привело к тому, что страны, которые за последние годы не приводили свое законодательство в соответствие с международными требованиями по прозрачности, могли оказаться ниже тех стран, которые проводили соответствующие изменения.