Казна почувствовала себя неосвоенной
Счетная палата фиксирует уклонение расходов бюджета от плана
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин в аналитической записке об исполнении бюджета 2019 года зафиксировал новый рост объема неосвоенных средств и сосредоточение почти пятой части всех госрасходов в последнем месяце года. Во многом СП объясняет это неудачами нацпроектов, не отмечая, впрочем, что 2019 год был первым годом их реального исполнения, а на его начало пришелся период уточнения их паспортов. В результате программа ускорения госинвестиций для поддержки экономического роста развернулась лишь к концу года, а сам он стал рекордным и по объему «временно свободных» госсредств на депозитах, и по объему неисполненных ассигнований — 5,8% всех бюджетных трат, или 1,1 трлн руб.
Опубликованная сегодня Счетной палатой аналитическая записка подписана главой госаудиторов Алексеем Кудриным и в основном посвящена разбору ситуации с исполнением расходов казны: при планово (на 1,4%) и реально (на 1,8%, или 2 трлн руб.) профицитном бюджете расходы в минувшем году исполнялись хуже — СП фиксирует «самый низкий уровень исполнения расходов бюджета за последние 11 лет (94,2%)». Объем неисполненных бюджетных ассигнований составил 1,1 трлн руб. (рост в сравнении с 2018 годом в 1,4 раза). Частично это объясняется новым для госуправления проектным принципом.
«Более половины прироста остатков составили… ассигнования на реализацию национальных проектов и комплексного плана»,— констатирует СП.
Претензии аудиторов к нацпроектам ранее уже подробно описывались палатой (см. “Ъ” от 13 января), а требование более четкой отстройки «проектных вертикалей» и увязки целей и показателей федеральных проектов с целями «майского указа» Владимира Путина стало основным выводом инициированного господином Кудриным «стратегического аудита» проектной системы (см. “Ъ” от 6 февраля).
Впрочем, вопросами планирования проблемы бюджетной системы не исчерпываются — и здесь СП во многом повторяет отчет Минфина об исполнении бюджета (см. “Ъ” от 21 января), по которому близко к 100% были исполнены лишь два чувствительных для власти раздела расходной части бюджета-2019: «Социальная политика» (на 99,7%) и «Средства массовой информации» (99,9%). Наибольший же объем неисполненных бюджетных назначений обнаружен в разделе «Национальная экономика» (253,8 млрд руб., или 8,2% расходов) — это, в частности, развернувшаяся лишь к концу года программа стимулирования роста ВВП за счет бюджетных инвестиций: в условиях практического отсутствия роста частных капвложений и низких показателей спроса влияние ее было ограниченным и «темп прироста экономики замедлился до 1,3% по сравнению с 2,5% в 2018 году», фиксируют аудиторы. Сильно отставали от плана и расходы на «Национальную оборону» (236 млрд руб., или 7,3%) и «Общегосударственные вопросы» (232,8 млрд руб., или 14,6%). В разрезе ГРБС низкий уровень (менее 90%) исполнения расходов зафиксирован СП у 18 главных распорядителей, ниже 80% выделенного потратили семь, в том числе Минприроды (59,8%), Минкомсвязь (77,1%) и ФАС (78,6%).
Аудит демонстрирует и новый сдвиг «бюджетного навеса» к концу года с массовым расходованием госсредств в декабре.
Минфин в последние годы работал над равномерным расходованием ассигнований, вводя нормы о трехлетних госконтрактах, расширении авансирования в госзаказе и большей бюджетной свободе в рамках нацпроектов. Но материалы СП показывают — вал госрасходов в декабре 2019 года усилился: за месяц было истрачено 18% годового объема средств, или 3,3 трлн руб. (15,4% в 2018-м и 14,9% в 2017 году). Отметим, что во многом это также объясняется переходом на нацпроекты: пауза с раскассированием выделенных лимитов регионами в начале 2019 года вынудила главу Минфина Антона Силуанова предпринять серию «разъяснительных» визитов в регионы, отчасти задержка была вызвана и корректировкой паспортов самих проектов.
Отдельный интерес представляет раздел, посвященный размещению неиспользуемых распорядителями бюджетных средств на депозитах: всего в 2019 году аудиторы оценили их объем в 7,4 трлн руб.: 6,5 трлн в рублях, две трети из которых — «в двух кредитных организациях», остальные — в 18 банках и ВЭБ.РФ, и $14,4 трлн в валюте в трех банках; рост к данным 2018 года составил 23,5%. Средневзвешенный срок рублевых депозитов составил 105 дней, в валюте — 11,9 дня. В результате, несмотря на снижение депозитных ставок (с 7,2% годовых до 6,8%), депозитные доходы бюджета выросли на 80%. Аналогичная картина наблюдалась в размещении бюджетных средств по договорам репо — 19,9 трлн руб. (рост на 15%) при средневзвешенном сроке 7,4 дня (годом ранее — 6,2) и ставке в 7% годовых. По грубой оценке “Ъ”, это сопоставимо с годовым «зависанием» на депозитах и в сделках репо до 12% всех расходов бюджета.
Как не тратились деньги бюджета
Впрочем, в ближайшем будущем этот процесс будет консолидирован внутри расчетной системы Федерального казначейства: по закону, подписанному Владимиром Путиным в конце 2019 года, с 2021 года ФК сосредоточит все полномочия по размещению временно свободных средств бюджета на депозитах, что позволит ему поддерживать необходимый для текущих расчетов пул ликвидности и управлять сроками размещения. В теории это должно избавить распорядителей бюджетных средств от потенциального конфликта интересов при выборе между депозитным доходом и необходимостью оперативных расчетов с получателями госденег.