Ритейлерам нальют на выбор
Сетям могут облегчить оформление лицензий на продажу алкоголя
Розничные сети могут получить возможность самостоятельно выбирать получать лицензию на продажу алкоголя на одну точку или на всю компанию. Соответствующий механизм предусмотрен законопроектом, который опубликовал Минпромторг. Это должно позволить ритейлерам минимизировать риски, когда за нарушение при продаже одного алкоголя в одном магазине без лицензии может остаться вся сеть.
Минпромторг опубликовал законопроект о совершенствовании лицензирования розничной торговли алкоголем. Министерство вело работу над документом с 2017 года. Изначально он предполагал принцип «один объект — одна лицензия», но участники рынка опасались, что это приведет к росту издержек.
Действующее законодательство предусматривает выдачу лицензии на все обособленные подразделения сети. Но такой механизм приводит к тому, что в случае аннулирования или приостановления лицензии возможности реализации алкоголя лишается вся сеть, даже если нарушение выявлено в одной точке. Это препятствует планированию и прогнозированию легального бизнеса по продаже алкоголя и создает предпосылки для роста нелегального рынка, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Опубликованный Минпромторгом законопроект предусматривает, что розничные сети смогут самостоятельно выбирать, получать лицензию на одну точку или несколько обособленных подразделений.
Кроме этого, компании смогут группировать объекты в различных лицензиях. О предоставлении такого права просили сами розничные сети.
Соответствующие предложения в Минпромторг направляла комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей по торговле и потребительскому рынку, куда входят X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток» «Карусель»), «Азбука вкуса» и др. Как отмечали в X5, такая схема дает компаниям возможность определять оптимальную для себя модель, минимизировав риски и издержки.
Действующие правила лицензирования розничной торговли алкоголем уже приводили к проблемам на рынке. Так, в августе 2019 года из-за того, что в одном магазине «Пятерочка» в Татарстане был продан алкоголь несовершеннолетнему, без лицензии на время осталась вся сеть в регионе. Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз оценивал потери «Пятерочки» в регионе в диапазоне 17–18% от объемов реализации.