Дискриминация не вытанцовывается
Увольнение худрука балета Лионской оперы вызвало международный скандал
Во Франции разгорается скандал вокруг увольнения по обвинению в дискриминации многолетнего худрука балета Лионской оперы Йоргоса Лукаса. Маги Марен, Ариана Мнушкин, Роберт Уилсон, Люсинда Чайлдс и еще несколько десятков хореографов, артистов, директоров театров и фестивалей выступили в его поддержку. С подробностями из Парижа — Мария Сидельникова.
В среду газета Liberation вышла с открытым письмом в поддержку Йоргоса Лукаса. Деятели культуры требовали восстановить его в должности худрука балета, в противном случае они грозились отозвать свои спектакли из репертуара театра. Перечень подписавшихся, в версии Liberation, был длинным и впечатляющим — Матс Эк, Изабель Юппер, Сильви Гиллем, Жан-Кристоф Майо, Брижит Лефевр, Уильям Форсайт, Бенжамен Мильпье, Иржи Киллиан. Словом, лучшие люди в сегодняшнем балетном и театральном мире. Но с письмом случилась незадача. Уже в четверг посыпались опровержения. Форсайт сказал, что письмо видел, но отказался ставить подпись (отдает должное Лукасу-руководителю, но не знает внутренней «кухни», не имеет спектаклей в текущем лионском репертуаре, а потому не хочет никому грозить и в целом выступает за объективное, независимое расследование); отыграл назад и Мильпье (хотя Марен и Мнушкин, инициаторы письма, уверяют, что получили от него СМС с подтверждением); Киллиан всем сердцем поддерживает Лукаса, но спектакли отзывать не намерен.
Предыстория у этого скандала долгая и довольно запутанная. В 2014 году 34-летняя Карлин Марьон, артистка балета Лионской оперы, вышла на работу после декретного отпуска. В театре она служила пять лет и имела пять срочных контрактов (CDD). По истечении последнего, согласно внутренним порядкам, она должна была получить бессрочный контракт (CDI). Однако худрук балета Йоргос Лукас отказал ей в этом. Свое решение он обосновал «физической и стилистической слабостью» танцовщицы и «чрезмерной классичностью стиля», тогда как Лионская опера славится как одна из самых сильных трупп именно в современном репертуаре. После чего танцовщица подала на него в суд за «моральный харассмент и дискриминацию по признаку материнства». А в качестве доказательства представила запись разговора с директором, в котором тот объяснял, что в промежутке «между 29 и 34 годами она танцевала пусть неплохо, но совсем немного, а в новой пятилетке ей светит еще меньше, тем более что у нее ребенок». И если в арбитражном суде ей отказали, так как улики получены «заведомо коварным способом», то в уголовном иск приняли.
В 2017 году Лукаса признали виновным. Дали полгода условно и штраф. В декабре прошлого года апелляционный суд подтвердил решение и, более того, добавил к прегрешениям Лукаса еще и «моральное давление». По мнению авторов открытого письма, это произошло с подачи административного совета Оперы (к нему, собственно, и главные претензии), который провел «вызывающее сомнение внутреннее расследование» и в феврале этого года единогласно проголосовал за немедленное увольнение Йоргоса Лукаса, руководившего труппой c 1991 года. 13 февраля на его место уже была назначена Жюли Гуильбер. «Лионская опера и ее административный совет не хотели бы реагировать на публикацию»,— заявили “Ъ” в пресс-службе театра.
Сейчас скандал мутирует в сторону внутренних театральных интриг, но он выявил проблему этических отношений в балетной профессии в условиях нового времени, #metoo и прочего. Где грань между дискриминацией и тем, что раньше называлось профнепригодностью? И кто ее должен проводить? Защитники экс-худрука балета Лионской оперы уверены, что ни о какой дискриминации речи не идет. В труппе на сегодняшний день 16 штатных танцовщиц, и половина из них — матери с детьми (как минимум одним ребенком), причем и детей, и даже мужей они вправе брать с собой на гастроли. Кроме того, некоторые из них получили CDI именно после выхода из декретного отпуска, тогда как Карлин Марьон было отказано по объективным — артистическим — причинам. С другой стороны, есть позиция танцовщицы и тех организаций, которые помогли ей выйти из тени и решиться говорить открыто. По ее словам, многие балерины страдают от унижений, но терпят, так как балетная карьера слишком короткая и нет времени на борьбу за права. Марьон не раз повторяла, что принимает завышенные требования профессии к физической форме, но не то, как эти требования формулируются. В балете же никогда не выбирали выражений. Теперь, похоже, придется.