10 альбомов февраля

Выбор Бориса Барабанова

Polica When We Stay Alive

Миннеаполисскую группу Polica нужно слушать на концертах, где становятся очевидны ее сильные стороны: отчужденный холодный вокал Ченни Лине на фоне семплов и ритма, который держат сразу два барабанщика. Новый альбом Polica «When We Stay Alive» звучит так, словно там нет барабанов вовсе, а весь бит — это осторожные прикосновения пальцев к клавишам, некоторые из которых отвечают за бит. «When We Stay Alive» — стратосферный трип-хоп, главные достоинства которого обнаруживаются не в саунде (в этом отношении ничего нового мы не услышим), а в мелодиях, попадающих в десятку. Отсутствие сильной ритмической опоры и ощущение хрупкости в песнях объясняется историей их создания. Зимой 2018 года Ченни Лине чистила снег на крыше своего дома, упала с трехметровой высоты, получила травму позвоночника и надолго оказалась прикованной к постели. Истории, рассказанные в песнях, объединены темой «второго шанса», однако переполненной этим новым чувством певице не удалось добиться взаимопонимания с коллегами по группе и реализовать идею на уровне, которого могли ожидать поклонники.

Издатель Memphis Industries
https://www.thisispolica.com/


Изобел Кэмпбелл There Is No Other

До середины 2000-х певица и виолончелистка Изобел Кэмпбелл числилась в составе трепетной шотландской поп-группы Belle & Sebastian, но ее имя публика как следует выучила после трех альбомов, записанных артисткой в дуэте с легендой гранжа Марком Ланеганом. Эти диски сейчас выглядят как недооцененные шедевры фолка и американы, критики сравнивали их с альянсом Ли Хейзелвуда и Нэнси Синатры. Первый за 14 лет сольный альбом Изобел Кэмпбелл — повод вспомнить все ее записи за пределами Belle & Sebastian, включая ранний проект The Gentle Waves, но прежде всего — возможность отдаться во власть тихой, доверительной интонации и безупречного песенного материала. Песни для «There Is No Other» Кэмпбелл сочинила самостоятельно, за исключением «Runnin’ Down The Dream» — ремейк популярного номера Тома Петти, нанизанный на синтетический бит. Стиль альбома предполагает внимание к деталям, будь то аккуратно нарезанные партии акустической гитары в духе группы Air или госпел-хор в песне «Hey World», самой громкой на альбоме.

Издатель Cooking Vinyl
https://isobelcampbell.com/


Маша и Медведи Пиф-паф

Некоторое время назад обозреватель Weekend попал на одно из мероприятий «Нашего радио» и обнаружил на сцене группу «Маша и Медведи» во главе с многодетной матерью Машей Макаровой, одной из лучших и самых недооцененных русских певиц. «Маша и Медведи» много лет живут жизнью, отдельной как от эстрады, так и от цеха русского рока, к которому группу причисляют скорее по инерции. При этом команда не теряет класса, а исполнительскую манеру Маши Макаровой по-прежнему не с кем сравнить. «Пиф-паф» — шесть песен, формально объединенных антивоенной тематикой. Когда-то, во времена дружбы с продюсером t.A.T.u. Иваном Шаповаловым, Маша Макарова выпустила мрачнейший индустриальный трек «Х.. войне», но продолжения у токсичного творческого союза не было. К теме войны певица вернулась только сейчас — и в более комфортном для слушателя формате. Альтернативный рок чередуется на альбоме с трип-хопом, фолк с фанком, а в неожиданном финале — песне «Арарат» — Маша Макарова предстает этаким русским ответом System Of A Down.

Издатель Рэй Рекордс
https://vk.com/masha.medvedi


Папин Олимпос Никакого андеграунда!

«Папин Олимпос» — волгоградская группа из обоймы нового тинейджерского панка. Их сравнивают с «Пошлой Молли», на них ссылаются в интервью «Кис-Кис», а источник вдохновения лидера Давида Сайфуллоева — вне всяких сомнений, Noize MC. Самомнение и дерзость молодых музыкантов органично сочетаются с поверхностностью текстов. Первый же трек «Школа», что называется, нарывается — от авторитета учителей и системы образования в целом текст не оставляет камня на камне. Несмотря на тривиальное музыкальное решение всех без исключения номеров, «Папину Олимпосу» удалось реализовать идею русскоязычного панка 2020 года на базовом уровне — без тормозов, без рамок, без запретных тем. Не стоит искать здесь осознанного протеста против системы: за этим — к Anacondaz, «Порнофильмам» и «Йоршу». «Папин Олимпос» — это протест против того, что «каждый день — одно и то же», не более. Бунт людей, которые в своих текстах возвращаются не «из школы», а «со школы». И этого достаточно, чтобы иметь сто тысяч поклонников в VK.

Издатель Rhymes Music
https://vk.com/fatherstracksuit


Tame Impala The Slow Rush

Группа Tame Impala появилась в начале 2010-х, когда все говорили о psychedelic revival, новой волне психоделических групп, чье яркое присутствие на зеленом континенте (речь и об Unknown Mortal Orchestra, и о King Gizzard & The Lizard Wizard) стало заметно в остальном мире. Tame Impala оказалась в авангарде моды, и вскоре меломаны, лелеявшие сокровенное знание о нежной австралийской психоделике, уже возмущались тем, что светлое имя Tame Impala полощет всуе кто ни попадя. Но что делать, если сегодня Tame Impala — хедлайнеры фестивалей и делят сцену с самой отъявленной коммерческой эстрадой? Первый за пять лет альбом «The Slow Rush» («Медленная спешка») не звучит как выстраданная во время многочасовых студийных смен работа. Для каждого трека у лидера группы у Кевина Паркера нашлись подробные комментарии, которые можно найти на цифровых площадках. Но альбом ценен не отдельными композициями, а общей атмосферой сладкого летнего безделья, которую, как выясняется из клипов Tame Impala, лидер группы Кевин Паркер в состоянии создать в одиночку, просто правильно расставив аппаратуру и ловко управляясь с семплерами.

Издатель Island Records
https://official.tameimpala.com/


Гречка Из доброго в злое

Гречка (Анастасия Иванова) так мощно стартовала в 2017–2018 годах, что ее имя на какое-то время стало синонимом тинейджерской авторской песни наравне с именем Монеточки (Лизы Гырдымовой). Потенциал Монеточки выглядел более убедительным, да и в знаменитом VK-посте Земфиры о молодых певицах Гречке досталось больше. Что же мы видим теперь? С 2016 года Гречка выпустила шесть альбомов, и если их послушать, то налицо острое желание расти, развиваться, меняться. У Монеточки всего два альбома, она молчит два года, и ожидания фанатов совсем скоро станут предметом шуток, как в случае с ее старшим коллегой Оксимироном. «Из доброго в злое» — резкий скачок в качестве аранжировок, да и выглядит Гречка теперь по-другому. Это семь очень разноплановых песен, которые удерживают внимание и даже выжимают слезу. В последней песне альбома, «Будьте любимы», Гречка поет: «Не будьте серой массой, отличитесь от классов, а равнодушие держите у себя в запасе. Все будет хорошо завтра и потом, теперь давайте просто помолчим обо всем». По степени общего алкогольного единения на концертах она со временем вполне может сравняться с «Просто светят звезды» Шнура.

Издатель Zhara Distribution
https://vk.com/grechkalu


Бен Уотт Storm Damage

57-летний участник дуэта Everything But The Girl Бен Уотт выпустил четвертый сольный альбом. Название намекает на потрясения, произошедшие после выхода предыдущего альбома Уотта «Fever Dream» (2016) как в его собственной жизни, так и в политике. В Великобритании вряд ли найдется музыкант, который позволяет себе делать вид, что происходящее за окном его не волнует. Бен Уотт потерял двух близких людей и некоторое время вовсе не мог писать музыку. А когда песни стали появляться, он выбрал для их студийного воплощения формат ретрофутуристического трио. Весь аккомпанемент был отдан пианино, контрабасу и электроакустической гитаре, а за атмосферный тыл отвечали аналоговые синтезаторы. Уотт, по его собственным словам, хотел добиться современного и в то же время вневременного звучания. Главное, что стоит знать о «Storm Damage»,— альбом полностью соответствует ожиданиям фанатов EBTG, привыкших, наряду с искусными аранжировками, находить на их альбомах чистопородный британский мелодизм. Его сегодня встретишь разве что еще только у Elbow, Марка Алмонда и коллеги Уотта по EBTG Трейси Торн.

Издатель Unmade Road
http://benwatt.com/


Порнофильмы Это пройдет

В первом же куплете нового альбома «Порнофильмов» упомянуты «единоросс», «мент», Беслан и «норд-остовский газ». В открывающей «Это пройдет» одноименной песне музыканты проходятся по всей политической повестке, не забыв ни «русский мир», ни пожары в Сибири, ни «срок для честных ребят из Пензы и Питера» (выражение «Россия воспрянет от сна» там тоже встречается). Во второй песне с припевом «Дядя Володя, закрути нам гайки» оказывается, что в арсенале группы имеется еще и сатирический запал. К тому же дубненцы добавили в аранжировки духовые инструменты, отчего стали похожи не столько на «Ленинград», сколько на «Ляписа Трубецкого». «Это пройдет» — полноценный и едкий политический комментарий на злобу дня, настолько точно попадающий в нерв времени, что на слова «все пройдет, как Севастополь, Донецк, Луганск» откликнулся Захар Прилепин, назвав альбом «мерзостью» и отметив, что «политика здесь ни при чем». Конечно ни при чем. Просто «Порнофильмы» пишут самые неравнодушные, отчаянные и эмоциональные песни на русском языке. Одна их песня «Уроки любви» стоит всех прилепинских «Уроков русского», и русского в ней не меньше. Стерпеть это, конечно, невозможно.

Издатель Союз Мьюзик
https://vk.com/pornopunk


The Turning (OST)

Пластинка «The Turning» содержит песни, написанные для одноименного, без особого шума прошедшего в мире и ждущего выхода на российские экраны хоррора, получившего у нас название «Няня». Имя его режиссера Флории Сигизмонди должно многое объяснить меломанам. Среди тех, для кого она в разное время снимала клипы,— Дуа Липа, Рианна, Interpol, Muse, The White Stripes, Леонард Коэн, The Cure, Бьорк, Marilyn Manson и Дэвид Боуи. С музыкальным вкусом у режиссера все в порядке, и если хоррор не ваш жанр, то вы можете воспринимать «The Turning» просто как идеальный плейлист женского альтернативного рока в самом широком диапазоне, от Элисон Моссхарт («I Don’t Know») и Warpaint («The Brakes») до Girl In Red («Kate’s Not Here») и Кали Учис («The Turn»). Оказывается, что при наличии большого желания продемонстрировать girl power можно без лишних разговоров о гендерном равноправии собрать под одной обложкой лучшие песни самых отъявленных стерв во главе с королевой гранжа Кортни Лав («Mother»). И это будет звучать убедительнее любых громких манифестов.

Издатель KRO Records
https://www.universalpictures.com/movies/the-turning


Destroyer Have We Met

Destroyer — идеальное название для трэш-металлической группы, и она где-то наверняка есть, и даже не одна, но самый известный Destroyer в мире — это Дэн Бежар, певец и автор песен из Ванкувера, только что выпустивший свой двенадцатый студийный диск. Течение слов, которое Destroyer организует в песни, будто бы напрашивается на сравнение с Бобом Диланом и соотечественником Дэна Бежара Леонардом Коэном, но, если сделать погромче, слышно, что Бежар на всех своих альбомах гораздо больше озабочен поисками концептуально выверенной акустической среды для своих стихов. В «Have We Met» это европейский синтезаторный поп и белый фанк 1980-х. И самым близким аналогом Destroyer неожиданно оказывается Моби — по крайней мере, та часть каталога Моби, которая в наибольшей степени ориентирована на песню и на осмысленный текст. Поклонники Destroyer неизменно обращают внимание и на основательный подход артиста к видеоклипам: например, в новом видео «Cue Synthesizer» они обнаруживают влияние венгерского кинорежиссера Белы Тарра и рекомендуют каждый его кадр рассматривать как отдельное произведение современного искусства.

Издатель Dead Oceans
https://www.mergerecords.com/destroyer


Вся лента