Омбудсмен на выбор
Закон «Об уполномоченном по правам человека» в Челябинской области предложили изменить
В Челябинской области предлагают поменять закон «Об уполномоченном по правам человека» в регионе после скандальной истории с увольнением занимавшего этот пост Антона Шарпилова спустя неполные три месяца работы. Автор поправок, депутат заксобрания области Сергей Буяков, считает необходимым дополнить требования к кандидатам в омбудсмены обязательным высшим юридическим образованием и опытом управленческой деятельности. Также предлагается выдвигать нескольких кандидатов и после публичных консультаций с общественной палатой выбирать омбудсмена тайным голосованием депутатов заксобрания. По мнению правозащитников, предложенные поправки не защищают от назначения сомнительных фигур, при этом еще больше бюрократизируют некогда общественный институт.
Депутат законодательного собрания Челябинской области, член фракции ЛДПР Сергей Буяков разработал поправки в региональный закон «Об уполномоченном по правам человека». Поводом для этого стала история с последним омбудсменом Антоном Шарпиловым, заявившим об отставке после неполных трех месяцев работы из-за конфликта с бывшей женой, о котором рассказали СМИ. По словам депутата, ситуация выявила «ряд очевидных правовых пробелов».
«Мы в последнее время стали подменять институт уполномоченного: по всем вопросам, которыми должен заниматься омбудсмен, люди идут к нам, и идут уже с жалобами, что не могут добиться, не могут встретиться с уполномоченным. Считаю, что к избранию этого человека надо относиться более скрупулезно»,— сообщил господин Буяков “Ъ-Южный Урал”. Он предлагает дополнить список требований к претендующему на пост кандидату наличием высшего юридического образования и навыков управленческой деятельности (опыт работ на руководящих должностях в организациях, госорганах, органах местного самоуправления, а также деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, являющегося работодателем). В действующей редакции закона достаточно иметь любое высшее образование, а также обладать познаниями в области прав и свобод человека и опытом их защиты. Кроме того, инициатор изменений предлагает выбирать омбудсмена членам регионального парламента тайным голосованием из нескольких кандидатов, которых, кроме губернатора, как сейчас, смогут вносить депутаты и председатель заксобрания. По всем соискателям, согласно проекту поправок, должны проводиться обязательные публичные консультации с общественной палатой Челябинской области. По мнению автора изменений, это позволит избежать кулуарного назначения. Сейчас консультации тоже предусмотрены, но не публичные.
Несколько дней назад челябинский депутат Госдумы, член ЛДПР Виталий Пашин уже предложил в качестве кандидата на должность омбудсмена местного активиста Андрея Самохвалова. По словам парламентария, «должен проводиться конкурс, открытый и честный, заявки на который может подать любой желающий».
В пресс-службе регионального парламента “Ъ-Южный Урал” сообщили, что законопроект поступил в канцелярию заксобрания 20 февраля. На ближайшем заседании планируется принять отставку действующего уполномоченного Антона Шарпилова. О намерении покинуть должность он сообщил 17 февраля в соцсети «Вконтакте». Господин Шарпилов был назначен омбудсменом 26 ноября 2019 года решением заксобрания области. За него проголосовали 42 депутата, против — два, трое воздержались. До этого он возглавлял региональное отделение Поискового движения России. В январе стало известно, что бывшая жена уполномоченного после развода с ним через суд добивается права видеться со своими детьми. В начале февраля господин Шарпилов ушел в отпуск без содержания, из которого на работу уже не вернулся.
Председатель общественной палаты области Олег Дубровин считает, что инициатива «заслуживает внимания». «Уполномоченный должен иметь опыт управленческой деятельности, а его знания в области защиты прав человека должны подтверждаться дипломом о высшем образовании. Что касается консультаций, то сегодня ОП — крупнейшая организация, которая объединяет огромное количество некоммерческих организаций, в том числе и те, которые занимаются правозащитной деятельностью. Защита прав человека — одно из приоритетных направлений нашей работы. Именно поэтому считаю, что консультации действительно будут высокоэффективны»,— сообщил господин Дубровин.
Руководитель общественного движения «Школа призывника» Алексей Табалов, предлагавший губернатору Алексею Текслеру свою кандидатуру на пост омбудсмена осенью прошлого года, считает, что предложенные поправки еще больше бюрократизируют институт уполномоченного и не защитят от назначения сомнительных кандидатов. «На мой взгляд, неважно, кто предлагает, важно — кого предлагают. Сегодня уполномоченный фактически встроен в систему органов исполнительной власти региона. Предложенные поправки еще больше выхолостят изначальный смысл, который закладывался в этот институт, а он задумывался как общественный, а не властный. С моей точки зрения, кандидатуры должны предлагать и обсуждать люди, которые непосредственно и ежедневно занимаются решением вопросов защиты прав человека, в основном это независимые общественники. Эти поправки не защищают от появления очередного условного Шарпилова, появится другой, но с юридическим образованием. Защищает репутация, реальные познания и практика в защите прав человека»,— говорит эксперт. По его мнению, существующих требований к кандидатам достаточно. «Уполномоченный не обязан иметь юридическое образование. Защита прав человека основывается на иных принципах, нежели принципы формальной юриспруденции. Большинство современных правозащитников вовсе не являются юристами, они пришли к этому через решение проблем своих или других. Это ставит лишние препоны. Зачем нужен опыт управленческой деятельности непонятно, это опять же плодит бюрократию»,— говорит правозащитник. По словам господина Табалова, предлагать себя на должность он больше не собирается, но не откажется от работы, если кто-то внесет его кандидатуру.
По мнению директора Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Сергея Зырянова, предложенные поправки имеют рациональное зерно.
«Безусловно, важно, что претендовать на должность должны люди публичные и с хорошей историей за плечами. И не обязательно это должен быть юрист, ограничение может восприниматься как дискриминационное. Чем больше людей будет участвовать в публичных официальных консультациях, тем лучше. Что касается нескольких кандидатур, я сторонник конкуренции, но думаю, что это предложение вряд ли пройдет. У людей есть скелеты в шкафу и надо сделать так, чтобы на предварительном этапе эти скелеты были высвечены. Но в конечном счете решение останется за губернатором»,— говорит эксперт.