Принц на службе
При содействии «Сочинского диалога» книга экс-министра иностранных дел Австрии Карин Кнайсль «Принц Евгений» вышла в России. Ее обзор для «Д» сделала Екатерина Данилова.
Для дипломата любая строка — высказывание. Слишком велика сила слова для того, кто обличен властью взвешивать каждую букву — произнесенную и нет, каждую интонацию. Но стоит ли удивляться тому, что именно среди дипломатов столько писателей? И прекрасных — вот, кто умеет оттачивать смыслы и выражаться максимально точно. Фонвизин, Батюшков, Грибоедов, Тютчев, конечно же, Алексей Толстой… Как бы потеряла литература, если б они только и корпели в Коллегии иностранных дел и составляли дипломатические отчеты! Да что далеко ходить. Стихи пишет действующий министр иностранных дел современной России. А недавно в издательстве «Аспект Пресс» при поддержке российско-австрийского форума общественности «Сочинский диалог» вышла книга экс-министра иностранных дел Австрии Карин Кнайсль «Принц Евгений». Да, да, той самой Карин Кнайсль, которая танцевала на своей свадьбе в Граце с российским президентом. Книга для детей, но…
Подзаголовок — «От безвестности к европейскому признанию» — одновременно и загадка, и разгадка. Что важно в биографии Евгения Савойского, выдающегося военачальника и дипломата XVIII века, для госпожи Кнайсль? История успеха нищего и нелюбимого отпрыска знаменитого рода, который так и не вырос выше 154 см? Назидание для юного читателя — вот с кого надо делать жизнь? Дипломатические заветы выдающегося дипломата? Жестокие уроки жизни, которые получал он — и при родном французском дворе, откуда, отвергнутый Людовиком XIV бежал в Австрию, и при австрийском, который, кроме как «змеиной ямой», и не назовешь, и выводы, которые сделал?
Книга настолько проста, чтобы быть прочитанной ребенком, и настолько сложна, чтобы любой взрослый, задумывающийся об устройстве мира, мог найти здесь ответы на сложные вопросы. Мало того, ее, безусловно, можно читать и как учебник по современной дипломатии.
«Дипломатия,— пишет госпожа Кнайсль,— это искусство идти на выгодные компромиссы, то есть находить точку соприкосновения разных мнений таким образом, чтобы ни один человек из участвующих в этом процессе не потерял лицо». Или: «Евгений на переговорах не затрагивал религию. Он говорил лишь о том, что было необходимо, а именно — о достижении мира». Или об императоре Австрии Иосифе I: «Он был жизнерадостным человеком, который прекрасно чувствовал людей, умел выделять главное и разбирался в политике. Такие личности в большинстве случаев становятся прекрасными политическими деятелями, поскольку они любят жизнь».
Но, конечно, книга не только о политике. А также о том, как Вена стала кофейной столицей (это, кстати, наследие Османов, с которыми так ожесточенно воевал принц Савойский), и об истории великолепного Бельведера — его Евгений выстроил для себя, и только спустя годы дворец был приобретен Габсбургами, и об удивительной дружбе между Евгением Савойским и его львом — тот умер в ту же ночь, когда скончался принц.
Закрыв книгу, хочется воскликнуть: «Автор, пиши еще!» Известно, что госпожа Кнайсль провела детство в Амане, где ее отец был личным пилотом короля Хуссейна. В Вене она изучала право и ближневосточные языки, училась в Еврейском университете Иерусалима и Национальной школе администрации во Франции. Ее докторская — о соотношении международного права и концепции границ на Ближнем Востоке. Вот уж чьи мемуары было бы интересно почитать! Тем более, сдается, и в этой предполагаемой книге мы бы обнаружили уроки «маленького принца».