Грузовики и такси гонят из городских дворов
В Минтрансе разрабатывают штрафы за стоянку коммерческого транспорта у жилых домов
В Минтрансе РФ сообщили, что в новом Кодексе об административных правонарушений РФ (КоАП) появятся штрафные санкции за парковку во дворах жилых домов транспорта, принадлежащего юрлицам и предпринимателям. С января 2020 года во всех городах страны (включая Москву и Санкт-Петербург) стоянка грузовиков, такси и другого коммерческого транспорта во дворах запрещена ведомственным приказом, однако санкций за нарушение нет. В столичной мэрии пока советуют жильцам активнее устанавливать шлагбаумы.
Проблемы стоянки коммерческого транспорта во дворах жилых домов обсуждались на слушаниях в Мосгордуме. В январе 2020 года в России вступил в силу приказ №199 Минтранса, вводящий новые требования к организации парковок для транспорта юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: «по возвращении из рейса и окончании смены» водителям запрещено оставлять машины в «границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами». Новый порядок действует для всех городских поселений и городских округов, включая Москву, Санкт-Петербург и Севастополь. Под запрет попадают грузовики, такси, автобусы и другой коммерческий транспорт за исключением каршеринга. В Минтрансе ранее поясняли, что ограничения на машины каршеринга не распространяются.
Представитель столичного ГИБДД Антон Доронин назвал проблему «более чем актуальной», рассказав о массовых жалобах горожан на неправильную парковку во дворах, в том числе коммерческого транспорта, «во всех районах — даже в Зеленограде, где территорий для парковки гораздо больше».
А первый замглавы столичного Центра организации дорожного движения Александр Ходаков сообщил об увеличении числа ДТП с участием грузовиков во дворах жилых домов, в том числе с летальным исходом.
Представитель Минтранса Владимир Луговенко пояснил в Мосгордуме, что приказ был утвержден еще в мае 2018 года с отсрочкой: полтора года владельцам коммерческого транспорта дали на организацию таких парковок. По его словам, соблюдение норм сейчас контролируют сотрудники Ространснадзора, которые по итогам проверок предприятий могут лишать владельцев лицензий — за отсутствие должным образом организованных парковок. В Минтрансе надеются вернуть предпринимателей «в правильный советский период»: «Были гаражи, были автопарки: приходил работник, прогревал машину и выезжал в рейс».
Впрочем, штрафов за нарушение новых норм нет. «Хорошее правило, которое создал Минтранс, по факту не работает»,— подчеркнул глава комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников. Однако вскоре санкции появятся. По словам Владимира Луговенко, в Минтрансе уже внесли в правительство соответствующий законопроект, но после активизации работы над новым текстом КоАП РФ штрафы решили закрепить в этом документе. Антон Доронин из ГИБДД пояснил, что после этого штрафовать нарушителей сможет полиция. Размер штрафов на слушаниях не назвали. В Минтрансе РФ также не смогли “Ъ” это пояснить. В опубликованном ранее Минюстом проекте нового КоАП РФ (см. “Ъ” от 31 января) подобные нормы не упоминаются. Господин Семенников уточнил, что окончательный текст нового кодекса появится в мае 2020 года.
Представитель департамента транспорта Москвы Мария Майорова пожаловалась на сложность применения нормы, в том числе и после утверждения штрафов. «Как определять, что у водителя закончена смена, как понять, профессиональный ли он перевозчик? Понадобится много проверок для фиксации правонарушения. Урегулировать ситуацию во дворе будет сложно»,— рассудила госпожа Майорова. «Норма очень сложно администрируется»,— признал и господин Луговенко. В этой ситуации в столичной мэрии призвали активнее перегораживать въезды во дворы шлагбаумами, напомнив об упрощении регламента на его установку и целевой городской субсидии на эти цели в размере 100 тыс. руб.