Прививка форс-мажора
Как отразится на азиатских рынках «китайский шок»
Отвернется ли удача от Восточной Азии
Издревле эпидемии наносили смертельные удары на разные великие (и невеликие) цивилизации. Римская империя была основательно ослаблена вспышками оспы и кори, которые передавались через Шелковый путь со стороны Древнего Китая, до нашествий германцев. И в самом Китае эпидемия ускоряла падение разных династий.
Сегодня коронавирус не имеет такого фатального размаха (уровень смертности невысок), но в то же время его социально-психологическое воздействие так велико, что он может привести к падению власти в разных странах и даже к мировому финансовому обвалу наподобие 2008 года. Это не просто мрачное пророчество: эпидемия началась в Восточной Азии, а это современный мировой центр промышленного производства. И пришедшая напасть оказала серьезное воздействие на статус этого региона.
Когда Китай не в шутку занемог, он заметить себя заставил. После длинных весенних каникул китайские рабочие не могут возвращаться из своих домов в провинции на свои заводы в крупных городах; местами движения заблокированы из-за коронавируса. И чиновники не успевают вовремя осуществлять гигиеническую проверку заводов и учреждений для санкционирования возобновления работы.
Иностранные фирмы, которые собирают свои изделия в Китае, в панике. У них дома запас товаров, импортируемых из Китая, быстро уменьшается.
Среди таких фирм есть американский Apple, который дает собирать львиную долю iPhone и iPad в Китае; подрядчиком является тайваньская компания Hon Hai (Foxconn).
По всей Японии вмиг исчезли маски с полок магазинов. Дело в том, что примерно 70 процентов масок, употребляемых в Японии, ввозятся из Китая, где расположены заводы японских фирм, но после вспышки эпидемии экспорты их изделий заблокированы. Из-за безответственных слухов, будто все носовые платочки и туалетная бумага производятся из сырья, импортированного из Китая, эти изделия тоже были скуплены за одну ночь.
Некоторые автомобильные заводы в Японии и в США приостановили свою работу, потому что разные комплектующие части (например, тормозные колодки и рулевое колесо) перестали поступать от смежников в Китае. Дело в том, что западные автомобильные компании экспортируют высокотехнологические компоненты (двигатели в первую очередь) и детали на свои заводы в Китай, а импортируют технологически несложные комплектующие из Китая на свои заводы в своих странах. Так была устроена технологическая цепочка поставок, основанная на использовании дешевого труда в Китае, но теперь эта кооперация серьезным образом нарушена. Вероятнее всего, нарушение временное, и по мере того, как эпидемия идет на спад, жизнь вернется в обычное русло. Однако случившийся сбой не может не оставить большие следы в мировой экономической взаимосвязи. Иными словами, цепочки поставок будут существенно изменяться, и Китай больше других будет страдать.
Дело не только в прецеденте разрыва цепочки, созданном эпидемией коронавируса. К пересмотру приоритетов западные компании подталкивало и другое: повышение уровня зарплат в Китае побуждало зарубежные фирмы искать другие страны для производства своих товаров и до эпидемии, а коронавирус просто придаст процессу дополнительный импульс. Так, например, южнокорейский Samsung уже собирает свыше 60 процентов своих смартфонов во Вьетнаме, а японское «Юникло» активно переносит производство из Китая в Бангладеш. К тому же правительство США наращивает давление на Китай, повышая импортные тарифы и ужесточая запрет на передачу передовых технологий. На таком фоне коронавирус — всего лишь очередной, хотя, наверное, и самый мощный за последнее время удар по представлениям о надежности и рентабельности промышленного производства в Китае.
Таким образом, если учитывать тот факт, что примерно 50 процентов экспорта Китая осуществляются иностранными компаниями, перспективы не радужные — речь может идти о серьезных потерях в ближайшем будущем.
Уже с января этого года Китай испытывает торговый дефицит. Это может сказаться на высоких темпах экономического роста, а если Китай серьезно «просядет», тогда и вся Восточная Азия лишится лидирующих позиций и перестанет быть драйвером мирового экономического развития.
Во всем регионе только Япония, Южная Корея и Тайвань смогут пройти через это испытание без серьезных потерь и сохранить свой нынешний статус, потому что у них технологическое преимущество крепкое и взаимодействие с Западом надежное. Но новым экономическим локомотивом им не стать: их совокупный ВВП составляет примерно 7,3 трлн долларов, что почти вдвое меньше, чем у Китая, ВВП которого (до начала эпидемии) — 13 трлн долларов.
Поэтому, если прежде Китай вызывал озабоченность соседей и конкурентов своим невиданно быстрым ростом, то теперь будет вызывать беспокойство в регионе своим экономическим спадом, последствия которого затронут всех. К тому же нельзя исключать, что в попытках преодолеть возникшие у него внутренние трудности Китай может занять более наступательную позицию в отношении соседей, а это уже — угроза совсем другого порядка.
Но история о последствиях эпидемии коронавируса не ограничивается только региональными делами — рикошет неизбежно даст о себе знать и за пределами Восточной Азии. В США, например, он может вызвать финансовый обвал наподобие 2008 года, и если это случится, то поставит крест на втором президентстве Трампа. А начавшееся падение цен на нефть затруднит осуществление социальных проектов и экономической политики уже России. Почти два десятка лет Россия жила в условиях относительно высоких цен на нефть и так и не смогла избавиться от нефтезависимой экономики — теперь придется за это расплачиваться.
Разумеется, коронавирус не сможет разрушить современную цивилизацию. Но очевидно, что он внесет существенные изменения в парадигмы международной политики и экономики. Какими они будут и как изменят мир — увидим, если переживем вирус…