Города стремятся в будущее
Что мешает их устойчивому развитию
В Абу-Даби в рамках World Urban Forum (WUF-2020), проходившего в начале февраля при поддержке ООН, власти, экономисты и урбанисты искали новые смыслы для городов. Основной вывод: не существует универсального подхода для их развития только потому, что у каждого города свои наследственные болезни и своя ментальность.
Проводить урбанистический форум в столице ОАЭ Абу-Даби, где вся власть принадлежит автомобилистам (с чем так борются власти многих мегаполисов), а отвоеванные у пустыни клочки земли застроены коробками из бетона и стекла, только на первый взгляд кажется непродуманным решением. На самом деле в дискуссии проблем устойчивого развития городов, которая является одной из важных повесток ООН, Абу-Даби — визитная карточка. Пустыня — это главный вызов для отцов—основателей города, и местные жители смирились с этим и пытаются облегчить повседневность, используя новые технологии. Так, например, появились башни-близнецы «Аль-Бахар» с окнами в виде оригами — они функционируют как огромные жалюзи: открываются и закрываются в зависимости от положения солнца. Но у других городов мира совсем другие проблемы, что еще раз доказало выступление некоторых спикеров во время WUF-2020.
Так, Москва, как оказалась, вынуждена была объявить масштабную программу реновации. Из выступления руководителя департамента градостроительной политики города Сергея Левкина следовало, что устаревший жилой фонд — серьезный вызов для устойчивого развития российской столицы. Если бы власти Москвы не приняли программу реновации, то через 10–15 лет в городе могло бы появиться 25 млн кв. м ветхого и аварийного жилья, заявил чиновник. По его словам, обновление жилищного фонда позволяет поэтапно вводить новостройки для переселенцев из ветхого и аварийного жилья, а не искать одномоментно 25 млн кв. м. Программа реновации рассчитана на 10–15 лет. «Но мы постараемся ускорить»,— пообещал новый глава столичного стройкомлпекса Андрей Бочкарев, чье назначение, кстати, совпало с проведением WUF-2020. Его предшественник Марат Хуснуллин, став вице-премьером РФ, предположил, что программа реновации московского образца может пройти по всей стране (см. подробнее в материале «Регионы поживут по-старому»).
Впрочем, у других городов проблемы иного рода. Мэр афганского Нили Хадиджа Ахмади рассказывала об адаптации беженцев, прибывающих в этот город из других уголков этой постоянно воюющей страны. «Районы, где селились перемещенные лица, как правило, не вызывали доверия у местных жителей. Но мы пошли на серьезный шаг: создали там общественные пространства, что привело к серьезному изменению этих районов»,— поделилась своим опытом госпожа Ахмади.
Проблема современного города — сами горожане. Они хотят быть услышанными властями, что заставляет жителей добиваться своих прав различными способами. Это уже мнение директора—основателя Общества содействия развитию региональных ресурсных центров Шилы Патель. За длинным названием ее организации кроется целая сеть из волонтеров в разных странах мира, которые борются за право жителей трущоб и незаконных кварталов. «Здесь (на WUF.— "Ъ") все говорят об устойчивом развитии городов. Но разве можно достичь этой цели, не решив вопрос с трущобами в Йоханнесбурге или Мумбае?» — спрашивала у аудитории госпожа Патель.
Создание комфортных условий для трудоспособного населения напрямую влияет на экономическое развитие городов, поддержал Шилу Патель директор Всемирного банка по вопросам городского развития Самех Вахба. Но, заключил он, для решения этой проблемы не существует универсального средства и задача властей каждого города найти свой выход.