Автобусы потеряли сеть
В Москве обновят Wi-Fi в наземном транспорте
С 1 марта в московских автобусах, троллейбусах и трамваях перестанет работать бесплатный Wi-Fi: ГУП «Мосгортранс» временно закрывает этот сервис. Предприятие надеется найти нового подрядчика вместо NetByNet, с которым сотрудничало с 2015 года. С развитием мобильного интернета Wi-Fi на транспорте остается важен скорее как социальная услуга, а также для продвижения в рейтингах «умных городов», считают эксперты.
«Мосгортранс» планирует модернизировать систему Wi-Fi в общественном транспорте и досрочно прекратит сотрудничество с подрядчиком этой услуги NetByNet (принадлежит «МегаФону»), рассказал источник “Ъ”. По его словам, сервис перестанет работать с 1 марта, новый тендер не объявлен. В «Мосгортрансе» подтвердили, что с 1 марта сервис будет временно недоступен в электробусах, автобусах, троллейбусах и трамваях.
Контракт стоимостью 403 млн руб. на подключение к Wi-Fi 8 тыс. столичных автобусов, троллейбусов и трамваев NetByNet выиграл в 2015 году, он действует до 31 декабря 2020 года, следует из документов на портале госзакупок. Источникам “Ъ” неизвестно, как «Мосгортранс» и NetByNet планируют урегулировать досрочное расторжение, стороны это не комментируют. По условиям договора, он может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или заказчиком в одностороннем порядке в случае нарушения требований к качеству услуг. За ненадлежащее оказание услуг заказчик может оштрафовать NetByNet на 0,5% от цены договора. «Ведомости» в апреле 2019 года сообщали, что, по мнению «Мосгортранса», некачественный Wi-Fi негативно влиял на его имидж, перевозчик не исключал «юридического способа защиты интересов».
Сергей Собянин, мэр Москвы, 11 сентября 2019 года
Теперь работаем над созданием единого Wi-Fi-пространства. Чтобы, перемещаясь по городу, можно было подключиться к бесплатному интернету без повторной авторизации
«Услуга не удовлетворяет требованиям пользователей, ее действие будет приостановлено»,— сообщили “Ъ” в пресс-службе ГУПа. «Мосгортранс» подготовит новые требования, техническое задание для конкурса сформируют по итогам опроса пассажиров, уточнил представитель предприятия. Ожидается, что Wi-Fi снова появится во втором полугодии 2020 года. Новый контракт также может охватить коммерческих перевозчиков, полагает один из источников “Ъ”.
NetByNet «с пониманием» отнесся к решению «Мосгортранса» о приостановке услуг, сообщил гендиректор провайдера Андрей Батанов. «Москва полностью оснащена сетью мобильного интернета, его пользование растет, в этом контексте роль городского Wi-Fi действительно стоит пересмотреть»,— считает он. NetByNet полностью исполнил обязательства по контракту, подчеркивает господин Батанов. «Средняя ширина канала на пользователя Wi-Fi превышала зафиксированный в договоре диапазон 256 Кбит/с — 10 Мбит/c и составляла 13,9 Мбит/с. Только в 2019 году пассажиры воспользовались услугой 1,7 млрд раз. За это время передано более 651 Тб данных»,— сообщил он.
Поскольку NetByNet и «Мосгортранс» уже занимают разные позиции по вопросу качества услуг, вопрос о расторжении контракта, скорее всего, будет решаться в суде, считает адвокат Forward Legal Людмила Лукьянова. При этом, если выяснится, что все это время ГУП без каких-либо нареканий принимал услуги и этапы контракта, доказать обоснованность претензий будет гораздо сложнее, предупреждает она. Если «Мосгортранс» расторгает контракт досрочно, значит, имеет веские доказательства того, что качество интернета не соответствовало заявленному в договоре, в противном случае он сам несет риск взыскания убытков, добавляет партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов.
Опрошенные “Ъ” операторы связи готовы принять решение об участии в новом конкурсе после того, как будут объявлены условия.
Коммерческий директор МТС в Московском регионе Алексей Назаров при этом указывает, что востребованность Wi-Fi снижается из-за развития мобильных сетей. «Но у этой услуги в наземном транспорте есть свои поклонники, а также потенциал для использования в проектах по автоматизации»,— добавил он.
Когда Wi-Fi начал развиваться в Москве, еще не было альтернативы в виде покрытия мобильными сетями с высокой скоростью передачи данных, напоминает гендиректор «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов. «Для городских властей сейчас это скорее социальная услуга, которая может быть востребована абонентами в роуминге или для экономии мобильного трафика»,— считает он. Стоимость мобильного интернета снизилась настолько, что в городском Wi-Fi заинтересованы в основном туристы и командировочные, согласен директор технологической практики в риск-консалтинге KPMG в России и СНГ Сергей Вихарев. Но наличие Wi-Fi в общественном транспорте — одна из составляющих в рейтингах «умных городов», напоминает он, сервис используется для доступа к туристическим приложениям, а также для отслеживания перемещений с целью оптимизации маршрутной сети и нагрузки на общественные пространства.