«Яндекс» садится на «Лавку»
Аналитики впервые оценили стоимость проекта
Недавно запущенный сервис экспресс-доставки продуктов «Яндекс.Лавка» уже по итогам 2020 года может оцениваться более чем в $300 млн, полагают аналитики Sberbank CIB. На руку проекту должны сыграть возможности материнской компании, что позволит ему преодолеть точку безубыточности уже в 2022 году. Эксперты на рынке ритейла ожидают скорого выхода на рынок экспресс-доставки крупных розничных сетей, пока же основной конкурент проекта «Яндекса» — сервис «Самокат», в который планируют инвестировать Mail.ru Group и Сбербанк.
Сервис доставки продуктов «Яндекс.Лавка» (входит в «Яндекс.Такси» «Яндекса» и Uber) по итогам 2020 года получит выручку в размере 9,6 млрд руб., его стоимость может достичь $303 млн (около 19,4 млрд руб. по курсу ЦБ на 21 февраля), прогнозирует Sberbank CIB в отчете от 19 февраля, с которым ознакомился “Ъ”. Это первая известная оценка стоимости проекта. В пользу его роста говорят экспертиза и возможности материнской компании, привлекательная и практически свободная рыночная ниша, а также доступ к аудитории «Яндекс.Такси» и «Яндекс.Еды», отмечается в отчете. Сам Сбербанк имеет общий бизнес с «Яндексом» в сегменте торговли, на паритетных началах владея «Яндекс.Маркетом».
Сервис «Яндекс.Лавка» был запущен в Москве в июне 2019 года и оперирует по модели dark store (магазины, обслуживающие только онлайн-заказы). Он позволяет с бесплатной доставкой заказать продукты повседневного спроса с собственных складов компании с заявленным временем до 15 минут. Сейчас у сервиса около 80 точек в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. Средний чек заказа — 700 руб.
По итогам 2020 года число точек «Яндекс.Лавки» может достичь 250, к концу 2022-го — 950, говорится в отчете Sberbank CIB. Преодолеть точку безубыточности сервис может в 2022 году с показателем EBITDA в 3 млрд руб., ожидают аналитики. Кроме того, увеличить средний чек в сервисе может разрешение онлайн-торговли безрецептурными медикаментами и алкоголем, указывают они.
На рынке уже есть несколько сервисов по доставке продуктов, например, iGooods, «СберМаркет» и SaveTime, но они берут продукты напрямую из магазинов и предлагают более долгую доставку, поэтому опрошенные “Ъ” аналитики отделяют их от проектов по срочной доставке. Прямым конкурентом «Яндекс.Лавки» в Москве и Санкт-Петербурге выступает работающий по похожей механике сервис «Самокат» с инвестициями группы ПИК. Долю в нем могут приобрести Mail.ru Group и Сбербанк, создавшие в 2019 году совместное предприятие в сфере еды и транспорта, сообщал Forbes 20 февраля. Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров располагает информацией о том, что СП намерено приобрести 60% в сервисе, выкупив доли текущих инвесторов за исключением основателей и менеджмента. По его оценке, эта доля может стоить 2–2,5 млрд руб., а вся компания — более 4 млрд руб.
Рынок экспресс-доставки продуктов будет расти на 40–50% в год, однако на данном этапе вряд ли кто-то в этом сегменте зарабатывает, отмечает аналитик по потребительскому рынку Райффайзенбанка Егор Макеев. Классический ритейл, хотя и экспериментирует с сегментом, как, например, «Лента» и X5 Retail Group, пока будет занимать скорее наблюдательную позицию, полагает он. «Ритейлеры смотрят на экономику бизнеса, и если увидят в нем привлекательность, также двинутся в этом направлении, чтобы расти быстрее рынка продуктовой розницы в целом, ожидаемый рост которого составляет 5% в год»,— заключает аналитик. С этим согласен Михаил Бурмистров. «Пока крупному ритейлу не нужна отрицательная EBITDA, но они смогут выйти в этот сегмент, когда первопроходцы проинвестируют в продвижение и изменение поведения потребителей»,— поясняет он.
Партнер Data Insight Борис Овчинников со скепсисом отнесся к оценкам Sberbank CIB. «У крупнейшего игрока в этом сегменте — сервиса "Самокат" — сейчас в среднем около 100 заказов в день на одну точку. А судя по оценке аналитиков банка, они для "Яндекс.Лавки" прогнозируют чуть ли не 400 заказов в среднем в день на точке, что выглядит малореалистичным»,— поясняет он. К тому же, добавляет он, сегмент становится конкурентным, учитывая планируемые инвестиции в «Самокат» Mail.ru Group и Сбербанка, а также развитие iGooods и «СберМаркета».