В полном «Россети» сил
На базе холдинга может начаться полное объединение российских электросетей
Длящийся не первый год спор вокруг необходимости полной консолидации российского электросетевого комплекса сдвинулся с мертвой точки: по данным “Ъ”, в правительстве обсуждают передачу главе «Россетей» функций единого исполнительного органа входящей в холдинг Федеральной сетевой компании (ФСК) и создание общего казначейства на базе материнской структуры. В результате ФСК лишится автономии, а «Россети» смогут управлять своим самым большим и прибыльным активом напрямую, ликвидировав двоевластие в холдинге. Завершится ли история переходом на единую акцию, пока неизвестно.
Глава подконтрольных государству «Россетей» Павел Ливинский может получить полный управленческий контроль над входящей в холдинг ФСК (управляет магистральными электросетями). Источники “Ъ” утверждают, что в январе господин Ливинский обратился к Владимиру Путину с просьбой провести консолидацию ФСК на базе «Россетей», президент поставил на письме визу «согласен». В течение ближайших двух-трех месяцев планируется объявить о консолидации, говорит один из собеседников “Ъ”.
Предварительно решено, что полномочия единого исполнительного органа ФСК будут переданы главе «Россетей», то есть Павел Ливинский станет гендиректором обеих компаний. За этим может последовать создание общего казначейства на базе материнской структуры и отказ правительства от прямого управления ФСК через директивы. По данным “Ъ”, руководителю ФСК Андрею Мурову предложено кресло первого замглавы «Россетей», но согласился ли он, неизвестно. Часть источников “Ъ” не исключает, что господин Муров все же покинет холдинг. По словам собеседников “Ъ”, пока не решено, насколько глубокой будет дальнейшая консолидация ФСК и «Россетей». Целевой моделью для «Россетей» остается переход на единую акцию, замечает один из собеседников “Ъ”.
Андрей Муров, глава ФСК, в интервью “Ъ” 13 февраля 2019 года
У нас и так есть полная управляемость процессом со стороны материнской компании за счет того, что львиную долю совета директоров ФСК составляют представители «Россетей», а председателем является глава «Россетей». И эту позицию менять, на наш взгляд, нет необходимости
Существует два варианта: большая допэмиссия «Россетей» с конвертацией акций миноритариев ФСК в бумаги головной компании (см. “Ъ” 25 октября 2019 года) либо более затратный вариант с переводом ФСК и «Россетей» на единую акцию через принудительный выкуп пакетов миноритариев ФСК и последующий делистинг.
«Россетям» напрямую принадлежит 80,13% акций ФСК, еще 0,59% — у Росимущества, остальные 19,28% — у миноритариев, крупнейший из них Prosperity владеет 3,4%. Доля иностранных институциональных инвесторов составляет более 50% от free-float ФСК, среди них Kopernik Global All-Cap Fund (США), Vanguard International Equity Index Fund и государственные инвестфонды Норвегии и ОАЭ. 88,04% уставного капитала «Россетей» контролирует Росимущество. Акции обеих компаний торгуются на Московской бирже, капитализация «Россетей» по итогам торгов 21 февраля составила 333 млрд руб., ФСК — 310 млрд руб.
Сейчас «Россети» выступают в качестве управляющей компании, владеющей контрольными долями в ФСК и межрегиональных распредсетевых компаниях (МРСК), но не контролирующей их операционную деятельность. В текущей конфигурации финансовое положение «Россетей» напрямую зависит от дивидендов дочерних структур и получаемой от них «платы за управление», наибольшие отчисления поступают как раз от ФСК. Пока, по словам собеседников “Ъ”, речь не идет о более глубокой консолидации дочерних МРСК.
ФСК всегда находилась на особом положении: получая директивы напрямую от правительства, компания сохраняла относительную автономность от «Россетей». Двоевластие в холдинге сложилось исторически еще при первых попытках возвращения электросетей в единую операционную структуру.
Исходно в 2012 году госпакет «Холдинга МРСК» отдали в управление ФСК, но в 2013 году схему перевернули — госдоля ФСК вносилась в уставный капитал «Холдинга МРСК», впоследствии ставшего «Россетями». Предполагалось, что ФСК на какое-то время сохранит операционную и юридическую независимость. Против этого возражал тогда гендиректор «Россетей» Олег Бударгин. В 2015 году он попытался перевести «Россети» и ФСК на единое казначейство, но идею не поддержал Владимир Путин, отрицательной была и позиция Минэнерго. Возглавив «Россети» в 2017 году, Павел Ливинский предлагал исключить ФСК из перечня компаний, которые действуют на основании директив правительства (по распоряжению №91-р от 2003 года), но тогда эта идея также не нашла поддержки.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил “Ъ”, что традиционно не комментирует служебную переписку и официально «никаких решений не принято». В «Россетях», Минэнерго и Prosperity “Ъ” не ответили. В ФСК “Ъ” сообщили, что не в курсе обсуждений, в аппарате вице-премьера Юрия Борисова оперативного комментария не предоставили.
Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» отмечает, что переход функции единого исполнительного органа и казначейства в «Россети» фактически завершает встраивание ФСК в единый механизм управления сетевым хозяйством: это повысит координацию на уровне инвестиционных программ, ремонтных работ, гипотетически может привести к экономии на дублирующих функциях исполнительного аппарата. Но перспективы миноритариев ФСК, по мнению эксперта, до конца не ясны — без перехода на одну акцию они «будут оставаться заложниками желания "Россетей" поднимать денежный поток на холдинговый уровень именно через дивиденды, а не внутригрупповые займы или прочие способы, от которых отрезаны миноритарии».