«Сплетение страхов побеждает любые технологии и инновации»
Михаил Гуревич — о коронавирусе в мировой новостной повестке
Китайские медики сообщили о случаях повторного заражения коронавирусом. Зафиксировано около 200 обращений от пациентов, которые уже прошли лечение и выписались из больницы. По данным Всемирной организации здравоохранения, всего за пределами КНР заболели больше 2 тыс. человек. Все больше государств приостанавливают транспортное сообщение с Китаем и не рекомендуют своим гражданам поездки в эту страну. Ситуация близка к панике, считает обозреватель “Ъ FM” Михаил Гуревич.
Так уж исторически сложилось, что каждая пандемия в той или иной степени сопровождается моральной паникой. В Средневековье это была практически естественная реакция: зачаточное развитие медицины и отсутствие массового образования практически автоматом приводили к тому, что нашествие любой неизвестной заразы объяснялось происками врагов, которых ради мира на земле следует немедленно изгнать или уничтожить. Казалось, что информационная эпоха станет своего рода вакциной против массовых истерий, но, как выясняется, это было лишь одним из заблуждений философов и футурологов.
На примере коронавируса мы наблюдаем, как причудливое сплетение человеческих страхов побеждает любые технологии и инновации, как государственные попытки скрыть реальные масштабы происходящего в одном конце мира оборачиваются массовыми ксенофобскими выступлениями за тысячи километров от очага опасности. Будет даже поучительно, если после победы над вирусом украинский поселок Новые Санжары с населением в 8 тыс. человек станет городом-побратимом многомиллионному китайскому Уханю. Можно сколько угодно потешаться над дремучестью жителей полтавской глубинки с их уверенностью в том, что вирус попадет в канализацию и через Днепр и заразит всю страну. Но давайте будем честны: даже в Москве и в Париже многие с опаской смотрят на китайцев и при первой возможности стараются отойти от них подальше. И это только если мы говорим о коронавирусе.
Вспомните примеры недовольства россиян соседством с онкологическими больными или ВИЧ-инфицированными. Выходит, что массовые коммуникации не предохраняют, а наоборот, способствуют распространению моральной паники. И главная ответственность за нее лежит на государстве. Система же тоже состоит из живых людей, которые боятся и начальства сверху, и как бы чего не вышло снизу. Одна трагедия в ТЦ «Зимняя вишня» и слухи о сотнях трупов, якобы спрятанных в секретных моргах, чего стоят…
А ведь по степени госконтроля нам до Китая еще далеко. Сообщения о развивающейся в провинции Хубэй эпидемии мало того, что чуть ли не месяц замалчивались, но уже и после прорыва информационной блокады продолжают даваться с заметными задержками.
Руководство Поднебесной традиционно исходит из того, что лучший подход в работе со СМИ — молчание. А мировые медиа подозревают, что на самом деле все обстоит куда хуже, чем в официальных коммюнике, и опираются на слова анонимных очевидцев.
Получается замкнутый круг: государство скрытничает, чтоб не вызвать паники, а люди кормятся непроверенными слухами и тем самым подогревают свои страхи. Разорвать эту цепь можно только прямым, открытым диалогом системы и граждан — как на той же Украине, где министр здравоохранения решила провести карантин вместе с эвакуированными из Китая соотечественниками.