Уполномоченному по правам вернули обязанности
Отстраненный из-за проверки бизнес-омбудсмен Удмуртии вновь приступил к работе
Длившаяся около четырех месяцев проверка соблюдения антикоррупционного законодательства в отношении бизнес-омбудсмена Удмуртии Александра Прасолова завершилась. Уполномоченный по защите прав предпринимателей вернулся к обязанностям, но свое отношение к ситуации высказывать не стал. Эксперты отмечают, что восстановление господина Прасолова свидетельствует об отсутствии претензий к нему, однако в самой истории видят политический подтекст.
Отстраненный в октябре прошлого года из-за проводимой в отношении него антикоррупционной проверки бизнес-омбудсмен Удмуртии Александр Прасолов вновь приступил к своей работе. По словам господина Прасолова, он получил документ о том, что ему необходимо приступить к работе с 21 февраля, однако результаты проведенной проверки и свое отношении к ситуации он комментировать не стал.
«Много пытаются на эту тему рассуждать. Не хотелось бы в нее углубляться. Вернулся, работаю и все. Без лишних комментариев»,— сообщил корреспонденту “Ъ-Удмуртия” господин Прасолов.
Напомним, что глава Удмуртии Александр Бречалов отстранил Александра Прасолова от исполнения обязанностей бизнес-омбудсмена Удмуртии с 29 октября по 28 декабря 2019 года в связи с проведением в отношении него проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016-2018 годы. При этом ему сохранили денежное содержание. Ему дважды продлевали срок отстранения на месяц. В конце января 2020 года Александр Прасолов говорил, что новую проверку организовали в связи с его поездкой в Страсбург на мероприятие антикоррупционной направленности, встречу организовывал бизнес-омбудсмен России Борис Титов.«Я участвовал как слушатель, вход был свободный, зашел как обычный гражданин.Что-то решили там проверять, хотя я еще на предыдущей проверке все объяснения дал. Просто съездил и все, не в командировку. У меня были уже билеты куплены, а раз меня отстранили, поэтому съездил и посмотрел, как там люди живут»,— отмечал господин Прасолов, добавив, что ездил за свой счет.
Бизнес-сообщество позитивно восприняло возвращение Александра Прасолова к исполнению обязанностей, однако сама история с временным отстранением из-за возникших подозрений со стороны руководства республики вредит деловому климату, считает руководитель регионального отделения «Опоры России» Григорий Стрелков. «Уполномоченный должен защищать права предпринимателей и сам, в свою очередь, должен соблюдать законодательство. И если есть какие-то сомнения в том, что у него у самого недостаточно оснований для занятия этой должности, это может в целом сказаться на климате»,— отметил господин Стрелков.
Снятие подозрений по итогам проведенной проверки, по его мнению, говорит о том, что «в отношении уполномоченного были допущены ошибки», несостоятельность предположений о возможных нарушениях власть признала. Кроме того, это «сигнал предпринимателям о том, что они тоже были услышаны в чем-то, что фигура уполномоченного по защите прав предпринимателей востребована», добавил господин Стрелков, и дело здесь, не конкретно в личности Александра Прасолова, а в целом в роли бизнес-омбудсмена, который аккумулирует запросы предпринимателей региона к органам власти по тем или иным вопросам.
Сопредседатель регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Юлия Камашева отметила, что в целом ситуация с проверкой в отношении уполномоченного по защите прав предпринимателей для многих была неожиданной. «Я думаю, вся проверка прошла в рамках закона. На мой взгляд каких-то негативных или позитивных, так сказать, влияний на бизнес-репутацию республики это не окажет, это наши внутрирегиональные взаимоотношения. Единственное, что те предприниматели, которые обращались с проблемами в период проверки, по сути дела, не были обеспечены законной помощью. Но думаю, что сейчас все будет хорошо»,— подчеркнула госпожа Камашева.
Политолог, гендиректор компании «Сириус Консалтинг» Наталия Заболотских видит в истории с отстранением и возвращением к работе Александра Прасолова«устойчивый политический подтекст», связанный с «обострением отношений» между главой республики Александром Бречаловым и председателем госсовета Удмуртии Алексеем Прасоловым, отцом бизнес-омбудсмена.
«В данном ракурсе это не может положительным образом сказаться на оценке, прежде всего, общественно-политической ситуации в регионе. На федеральном уровне межэлитные противоречия в Удмуртии отнесены к категории "тлеющий элитный конфликт". И данная ситуация, подогреваемая ее активным информационным освещением, лишь усугубляет конфликт, приводит к появлению более резких, негативных оценок экспертами, аналитиками, чиновниками, бизнесменами внутри самого региона»,— говорит политолог.
При этом она подчеркнула, что одной из задач бизнес-омбудсмена является рассмотрение жалоб и обращений предпринимателей, направление предложений или исков о приостановке решений чиновников для защиты прав и интересов бизнесменов.«То есть противостояние неизбежно, но оно не должно переходить границы политической плоскости. В свою очередь важным фактором, на мой взгляд, должна являться степень поддержки бизнес-омбудсмена самими предпринимателями, уровень доверия к нему, степень его KPI. И здесь результаты Удмуртии не выглядят впечатляющими»,— считает эксперт, приводя в пример новости о деятельности уполномоченных в регионах на официальном сайте бизнес-омбудсмена России.
Временное отстранение бизнес-омбудсмена на деловом климате в республике не сказалось, куда большее влияние на него оказывает совместная эффективная работа в данном направлении региональных и федеральных госслужащих, при этом антикоррупционные проверки не должны являться инструментом сведения каких-либо счетов. «Надеюсь, что рекомендации на этот счет руководством региона получены. Впереди непростой политический процесс»,— подытожила Наталия Заболотских.